14.09.2025

Русские Афины

Новости на русском из Греции

«Аэрофлот» взломали. Убытки на сотни миллионов


«Аэрофлот» оказался под ударом — крупнейшая кибератака парализовала десятки рейсов. «Цифровое Средневековье» вернуло регистрацию к бумажкам и громкоговорителям.

«Аэрофлот» в осаде: крупнейший киберудар по российской авиации

28 июля «Аэрофлот» рухнул не из-за турбулентности, а от мощнейшей хакерской атаки, превратившей крупнейшего авиаперевозчика страны в цифрового заложника. Утро началось с тотального сбоя IT-инфраструктуры, и к обеду авиакомпания уже отменяла рейсы десятками — более 50 полетов оказались похоронены под обломками серверов.

Работа полностью парализована — никаких вылетов из Шереметьево. Более того, тех, кто купил билеты, просят не приезжать в аэропорт, чтобы не усугубить ситуацию.

СМИ пишут, что сейчас у Аэрофлота компьютеры не работают НИГДЕ: ни в Шереметьево, ни в офисах. Все системы лежат, а полётных планов нет — даже работникам нельзя пользоваться рабочей почтой.

Как ломали «Аэрофлот»

Хакерские группировки Silent Crow (Украина) и «Киберпартизаны BY» (Беларусь) громогласно взяли на себя ответственность. По их словам, операция готовилась год и завершилась «уничтожением» почти 7000 серверов и похищением 22 ТБ данных. В «трофеях» — история перелетов, корпоративные системы, базы данных и даже компьютеры топ-менеджмента. «Мы выгрузили всё и будем публиковать», — хвастаются взломщики. Роскомнадзор уверяет, что утечек персональных данных пока не подтверждено. Но Генпрокуратура уже подтвердила факт атаки, а уголовное дело по «неправомерному доступу к компьютерной информации» возбуждено.

По слухам, распространяемым хакерами, гендиректор Аэрофлота НЕ МЕНЯЛ пароль с 2022 года — это стало ключевой лазейкой для хакеров. Информацию огласила группировка «Киберпартизаны BY», причастная ко взлому.

Более того, в компании всё ещё пользовались Windows XP и 2003, а многие сотрудники спустя рукава относились к правилам цифровой безопасности.

Цифровой коллапс

«Аэрофлот» в панике попросил пассажиров отмененных рейсов не приезжать в аэропорт. Деньги вернут, билеты переоформят, но только через 10 дней, когда система поднимется с колен. Исключения сделали лишь для маломобильных граждан, пассажиров с детьми и участников СВО. В «Шереметьево» вернулись к архаике: ручная регистрация, расписание на табло с помощью мегафона. Мобильное приложение и сайт подвисли, но кое-какое информирование работает.

Что на самом деле уничтожили

Эксперты скептичны: полное «стирание» инфраструктуры уровня «Аэрофлота» за один заход — это пропагандистский фейерверк. «Резервные копии и аварийные площадки всегда существуют. Уничтожить всё можно только с физическим доступом, а не по кабелю из Минска или Киева», — объясняют специалисты. Зато удар вскрыл хронические болезни: слабый контроль инсайдеров, дыры в мониторинге и сегментации сети. Хакеры, по сути, могли жить в системе месяцами, пока не нажали кнопку атаки.

Счёт для «Аэрофлота»

Ущерб уже измеряют десятками миллионов долларов. Прямые убытки — отмена рейсов, восстановление систем, штрафы за утечку данных (до 500 млн руб.). Косвенные — куда болезненнее: падение доверия, судебные иски пассажиров и удары по репутации. На бирже акции «Аэрофлота» просели почти на 5%. Инвесторы явно верят не в стабильность перевозчика, а в хакеров.

По оценкам источников издания в авиаотрасли, отмена одного рейса, исходя из средней цены билета в одну сторону в 20 тысяч рублей, в среднем обходится «Аэрофлоту» в 2,4 миллиона рублей. «Исходя из средней провозной емкости воздушного судна 120 кресел, „Аэрофлот“, по консервативной оценке, за день потерял 259,2 миллиона рублей», — заявил один из собеседников РБК.

Другой источник считает, что с учетом затрат на восстановление IT-инфраструктуры, недополученной выручки за непроданные авиабилеты и убытков от отмены рейсов ущерб компании может достигать нескольких миллиардов рублей.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий в комментарии РБК отметил, что для оценки ущерба авиакомпании нужно понимать, что именно произошло, какие именно данные и за какой период времени были утеряны. По его оценке, крупнейшая авиакомпания России только за 28 июля могла потерять около полумиллиарда рублей.

Финал или пролог?

Эксперты предупреждают: восстановление займёт месяцы, а стабилизация может растянуться на год. И всё это время «Аэрофлот» будет летать в режиме «латания дыр». А пока пассажирам остаётся лишь одно: вместо цифровых сервисов снова доверять бумажным талонам и голосу из динамика в аэропорту. Добро пожаловать в «цифровое Средневековье» российской авиации.



Source link

На платформе MonsterInsights