Летом 2024 года в восточном Средиземноморье произошёл малозаметный, но крайне важный дипломатический инцидент: Италия запросила у Турции разрешение на прокладку подводного кабеля Google Blue-Raman через греческий шельф — и Афины молча это проглотили.
Этот прецедент уже используют в Анкаре, а молчание МИДа Греции грозит обернуться легализацией турецких претензий.
Греция молча согласилась с «границами» турецкого шельфа?
Это вопрос, который возникает после малоизвестного, но крайне серьёзного инцидента 2024 года с прокладкой оптоволоконного кабеля Google Blue-Raman. По данным СМИ, итальянское правительство запросило разрешение у турецких властей на укладку кабеля в пределах греческого шельфа — и Афины никак не возразили.
А ведь в дипломатии всё просто: кто не возражает — тот соглашается. Греция не должна была допустить этот проход. Министерство иностранных дел обязано дать разъяснения.
Маршрут, который выдали туркам
Кабель проходит по греческому шельфу с ответвлениями на Крит и Кипр. Инцидент всплыл из-за блокировки Анкарой судна Fugro Graus, которое прокладывает другой кабель — для проекта East to Med Data Corridor (EMC), соединяющего Грецию с Саудовской Аравией.
Как пишет турецкая Milliyet, причину блокировки объяснили просто: не было запроса на разрешение. А вот в случае Blue-Raman летом 2024 года Италия сначала (!) попросила у Турции «добро» на работы в греческом и кипрском шельфе от имени компании Elettra Tlc SpA.
24 июня 2024 года Турция выпустила NAVTEX, «закрыв» район греческой АОЗ между Родосом и Критом для итальянского судна Teliri на период с 1 по 21 июля. Греция смогла выпустить свой NAVTEX только через 10 часов, уже постфактум.
На карте хорошо видно, что этот район не имеет никакого отношения к турецкому шельфу или АОЗ. Более того, Турция вообще не участвует в проекте, в отличие от Греции, которая является полноправным участником!
Как Анкара использует прецеденты
Теперь становится очевидно, почему Турция почувствовала себя вправе «резать» морские маршруты и диктовать условия, даже там, где у неё нет ни прав, ни участия в проекте. Прецедент с Blue-Raman, созданный руками Италии и при полном молчании Афин, стал для Анкары козырем, который она использует против нас уже сейчас.
История с Fugro Graus и проектом EMC — это прямое продолжение того самого сценария: «Не попросили разрешения? Значит, мы заблокируем». Разница в том, что теперь, после 2024 года, турки могут показывать пальцем на наш собственный «подписанный» отказ от суверенитета, оформленный в виде молчаливого согласия.
Геополитическая подоплёка
Проект Blue-Raman — это не просто кабель. Это стратегическая цифровая магистраль, соединяющая Европу с Ближним Востоком и Азией. Контроль над его маршрутом — вопрос не только коммерции, но и влияния. И когда ключевые участники — Греция и Кипр — позволяют третьей стороне (не участвующей в проекте!) определять условия, это выглядит как добровольная сдача позиций.
Особо тревожно, что всё это произошло в момент, когда Турция активно продвигает свои максималистские карты «голубой родины» (Mavi Vatan) и методично расширяет поле претензий. Подобные инциденты для Анкары — подарок, ведь каждый «признанный» ею участок закрепляется в дипломатической практике.
Роль Италии — союзник или троянский конь?
Отдельная история — позиция Рима. Италия, как видно, не просто передала туркам право вето на работы в нашем шельфе, но и фактически отработала сценарий, при котором Афины поставлены перед фактом. Это не первый раз, когда Рим действует вразрез с нашими интересами, а в унисон с турецкими. И, как показывает история, подобная «сдержанная враждебность» союзников из ЕС — системная проблема, а не случайность.
Что дальше?
МИД Греции обязан дать ясный ответ, почему была допущена прокладка кабеля на таких условиях и что планируется делать, чтобы этот прецедент не стал юридическим основанием для будущих турецких претензий.
Без публичной позиции мы рискуем оказаться в ситуации, когда любая наша активность в восточном Средиземноморье будет встречать блокировки и ультиматумы, прикрытые «примером 2024 года».
Если же Афины продолжат молчать, это будет означать одно: греческий шельф в районе Крита и Родоса мы уже «поделили» без нас. А это уже не дипломатический просчёт — это национальная капитуляция в замедленном режиме.
Больше новостей
Мицотакис объявил 24 часовую работу транспорта по субботам: «Что-то меняется в Афинах»
Никос Михалолиакос освобожден из тюрьмы
Латинопулу: «Мицотакис раздаёт крохи и называет это революцией»