15.09.2025

Русские Афины

Новости на русском из Греции

Память, которая не стёрлась: история рыбаков Кавалы


Каики из Чесме и беженцы после Малоазийской катастрофы изменили облик города и создали новую традицию.История рыбаков Кавалы — это часть города. Даже если их сети теперь остались живы только на старых фотографиях и в рассказах.

Кадры рыбаков, чинивших сети прямо на пляже Кавалы, сегодня кажутся далёким прошлым. Но эта картинка навсегда вплетена в историю города. Туристическое развитие превратило пассажирский порт «Апостолос Павлос» в современную гавань с первоклассной инфраструктурой и новыми понтонами для яхт и катеров. Однако память не исчезла.

preview

Жители Кавалы до сих пор вспоминают десятки рыбаков, которые растягивали сети вдоль набережной, штопали и сушили их. Утренние прогулки по порту были отмечены этими сценами — почти как туристическая аттракция, пока ещё недавно.

preview

Сегодня все рыбацкие лодки, большие и малые, переместились в порт рыбного рынка. Их работа осталась прежней, но уже вдали от любопытных взглядов туристов. Для местных жителей это было частью повседневной жизни: сети на пляже стали символом города. Кто-то ностальгирует, кто-то считает, что в современном порту для этого «нет места». Но факт остаётся: рыбаки Кавалы — это часть её истории.

Рыбаки-беженцы и каики из Чесме

preview

Сегодня большинство тех, кто работает на рыбацких судах, — египтяне, отправляющие деньги семьям в Каир или Александрию. Но они лишь продолжают длинную цепь истории. Истории, которая начинается в те времена, когда у Кавалы не было современного порта, а старый рыбацкий рынок был не только центром торговли, но и местной достопримечательностью.

Эта история неразрывно связана с беженцами. После обмена населением в Кавалу прибыли тысячи людей из Восточной Фракии и Малой Азии, привезя с собой морскую традицию. Одним из центров этой традиции была Агия Параскеви близ Чесме — греческая деревня с 5000 жителей, обладавшая полноценным рыболовным флотом.

Флот и промысел

preview

До Малоазийской катастрофы деревня имела более 300 судов: около 100 траулеров с вёслами (по 15–20 человек экипажа), более 100 парусных лодок, свыше 30 пар анемотрат и более 50 «пастотзидика» (торговых и других каиков). Каждое судно приносило около 400 золотых лир в год. Именно они снабжали свежей рыбой весь Эгейский регион, от Смирны до Кавалы, соревнуясь даже с известными мармаринскими моряками.

Только эти рыбаки знали искусство тралового промысла и донной ловли с сетями, тогда как в остальной Греции использовали лишь традиционные снасти. Технологии распространились позже — после 1914 и особенно после 1922 года, когда беженцы принесли их на новые земли.

Беженцы в Кавале

preview

Около 80–100 семей переселились в Кавалу, часть — прямо, часть через Хиос и Лесбос. Они осели в старом городе и в районе, названном в честь Агии Параскеви. Привезли с собой каики, сети, навыки и смогли быстро встать на ноги. Уже в 1930-е в их суда начали устанавливать дизельные моторы, позже появились механические лебёдки и холодильники. Традиционный ручной труд ушёл в прошлое, но уловы только выросли.

Экономика на сетях

previewpreview

До Второй мировой почти весь рыболовный флот Кавалы был в руках потомков беженцев. К 1950-м годам производство рыбы в регионе превышало 1500 тонн в год. Около 1500 человек работали в этом секторе, а 400 женщин трудились на фабриках по переработке рыбы и солений. Рыбацкий труд стал одним из двигателей местной экономики.

Традиция и память

В 1970-х и 1980-х годах рыболовство изменилось окончательно: новые суда, механизация, сокращение экипажей. Многие семьи вывели своих детей «на сушу». Но наследие осталось. До сих пор, если заглянуть на крупные рыбные рынки Греции, среди «тратарисов» можно встретить потомков тех самых рыбаков из Чесме и Агии Параскеви.

preview

Фотографии старых каиков, «тсурамарисма» — ритмичные песни гребцов, поговорки и особый «тратарский» язык продолжают жить в памяти. И, как говорит историк Кирьякос Ликуринос, «эхо их честного труда до сих пор слышно в морских портах и на рыбных рынках». Это наследие никуда не исчезло, даже если сегодня его место заняли яхты и туристы.

Фотографии принадлежат Историческому архиву муниципалитета Кавалы.



Source link

На платформе MonsterInsights