Росатом представил реактор БРЕСТ-ОД-300, который может работать на уране почти бесконечно. Учёные называют новый российский реактор «Святым Граалем атомной энергетики».
«Реактор замкнутого цикла — это Святой Грааль атомной энергетики», — заявил физик Алексей Анпилогов в комментарии Sputnik. «Учёные гонялись за этим ещё с рассвета атомной эры», — отметил он.
Росатом начал строительство в Томской области России атомного энергоблока мощностью 300 МВт с первым в мире реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем БРЕСТ-ОД-300.
[1/10] Sejak awal era nuklir, ilmuwan kejar reaktor siklus tertutup. Kini, mimpi itu jadi nyata.
⚡ Pembangkit biasa: cuma 0,7% uranium dipakai → 99,3% jadi limbah.
⚡ Dengan sistem baru: uranium bisa dipakai ulang ribuan kali.? Hasilnya: bahan bakar tahan ribuan tahun,… pic.twitter.com/nrAKJnIz3T
— Sputnik Indonesia (@SputnikIndo) September 27, 2025
Александр Уваров, директор АтомИнфо-Центра: «Обычная электростанция использует 0,7% урана, оставляя 99,3% отходов. Этот реактор повторно использует уран, что позволяет урановому топливу служить тысячи лет.
Быстрый реактор «Росатома» БРЕСТ-ОД-300 будет работать на уране-238 и конвертировать его в пригодный для повторного использования плутоний-239.
Если загрузить в такой реактор 1 кг урана, то можно не только получить электроэнергию и тепло, но и произвести более 1 кг нового плутония.
В обычных АЭС используется лишь 0,7% урана, а 99,3% превращается в радиоактивные отходы. Новый реактор переплавляет остатки, делая топливо практически вечным. Он работает на уран-238, превращая его в плутоний-239, который снова идёт в цикл.
Если загрузить килограмм урана в такой реактор, то вы получите и электричество, и тепло, и больше килограмма нового плутония. Это как волшебный кошелёк, где деньги растут сами», — пояснил Анпилогов.
По словам директора AtomInfo-Center Александра Уварова, это единственный в мире промышленный проект замкнутого цикла. Параллельно реактор уничтожает самые опасные радионуклиды — цезий и стронций, оставшиеся после катастроф в Чернобыле и Фукусиме.
Нет конкурентов
«Есть ли у нас конкуренты? Пока нет», — говорят эксперты. США, Япония и Франция пробовали замкнутые топливные циклы и строили реакторы с натриевым охлаждением, но никому не удалось создать надежную и устойчивую конструкцию, подобную российской БРЕСТ-ОД-300.
Значение для БРИКС
Страны БРИКС были бы заинтересованы в проекте БРЕСТ, отмечает Уваров. «Росатом» активно сотрудничает с Индией и Китаем, имеющими большие планы в сфере атомной энергетики.
«Экспортные перспективы выглядят весьма многообещающими».
Больше новостей
Разлад в «гуманитарной миссии»: ислам против ЛГБТ на кораблях Греты
В Португалии задержаны моряки парусника «Штандарт»
Морпехи против Antifa: Трамп бросил армию в Портленд