Рынок углеводородов снова штормит. Решение Дональда Трампа о прекращении перевозок и продаж российских углеводородов бьёт не только по России, но и по Греции — из-за роли её флота в мировых перевозках нефти.
«Европейцы покупают нефть у России, этого не должно происходить, верно?» — заявил Трамп на ужине в Mount Vernon, Вирджиния. Он вновь потребовал от европейских стран прекратить закупки и увязал это с усилением давления США на Владимира Путина для переговоров с Владимиром Зеленским.
Кто возит и куда
Греческие танкеры продолжают перевозить российскую нефть, несмотря на то, что ЕС и Великобритания снизили потолок цен до 47,6 $/барр. Эти суда обеспечивают около 15% российской нефти на экспорт. Марка Urals торгуется в среднем по 56 $/барр., отмечает издание EADaily.
Сейчас порядка 39 судов под греческим контролем задействованы в маршрутах в Азию — главным образом в порты Индии, Китая и Сингапура. По данным AIS, многие из них грузились уже после 2 сентября, когда были введены новые ценовые пороги.
G7, «теневой флот» и новые риски
Страны G7 совокупно контролируют около 30% мирового флота, но растёт доля так называемого «теневого флота» России. Сейчас это примерно 17% всех нефтеналивных судов мира, или около 940 танкеров — на 45% больше, чем в 2024 году.
Прямые закупки российской нефти большинством европейских стран прекратились после вторжения в Украину, но небольшие объёмы продолжают поступать в Восточную Европу. Кроме того, ЕС импортирует дизель из Индии и Турции, где российская нефть перерабатывается в топливо.
Политический сигнал из Брюсселя
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о намерении до конца года полностью прекратить европейскую зависимость от российской нефти и поддержала жёсткую линию Трампа: «Трамп абсолютно прав. Берёмся за дело».
Почти все страны ЕС уже остановили закупки российской нефти по морю и трубопроводам. Союз проголосовал за запрет на ввоз нефтепродуктов, произведённых из российского сырья, со следующего года, а также обсуждает запрет импорта российского СПГ с 2027 года.
Вывод: большая игра вокруг нефти и газа только усиливается. И когда Вашингтон давит, Брюссель поддакивает, а греческий флот всё ещё везёт баррели в Азию, становится ясно: передел маршрутов продолжается, а стоимость ошибки — растёт.
Больше новостей
Греция: Квартиры превратились в инвестиции, а не в жильё
Chevron возвращается в Эгейское море — старт проектов южнее Крита и Пелопоннеса
Засуха, жара и паника на бирже: Цена на Arabica поднялась к историческому максимуму