В Вильнюсе вспыхнул скандал из-за робота-уборщика, который заговорил с покупателем по-русски. Литовские власти всерьёз обсуждали, можно ли наказать машину.
История из Литвы, выглядит как фарс, но является абсолютно реальной. В одном из супермаркетов Вильнюса покупатель пожаловался, что ему путь преградил робот-уборщик, заговоривший с ним на русском языке. Машина вежливо произнесла: «Пожалуйста, отойдите во время уборки». Но эта фраза вызвала у клиента бурю возмущения. Он напомнил о законе, по которому вся информация в общественных местах должна быть исключительно на литовском языке.
Робот заговорил по-русски — и спровоцировал языковой скандал pic.twitter.com/n0KrZCczPZ
— Athens News (@russianathens) October 24, 2025
Представителю магазина пришлось извиняться, объясняя, что виноват подрядчик, предоставивший устройство с русскоязычными настройками. К делу подключился представитель Государственной инспекции по языку Арунас Дамбраускас, который признал: наказать робота за использование русского языка невозможно. Закон, как оказалось, регулирует только письменные надписи, а не звучащую речь.
Тем не менее чиновник заметил, что «это упущение в законе» и его можно исправить. Другими словами, можно создать новый пункт, где будет прописано, как наказывать не только людей, но и машины, если они осмелятся заговорить не на литовском.
Прибалтика уже не первый раз демонстрирует болезненную одержимость всем русским, но этот случай стал символом абсурдной стадии русофобии. Когда ненависть выходит за пределы человеческого и обращается к предметам, это уже не политика — это диагноз. Ведь робот не выбирает язык, он просто выполняет программу, заданную инженерами. Однако для литовской бюрократии и этого оказалось достаточно, чтобы начать искать виноватого.
Ещё недавно объектом притеснений в Литве были люди — пожилые русские, учителя, рабочие, эмигранты, те, кто десятилетиями жил и строил страну. Теперь настала очередь бездушных машин. Это наглядное проявление того, как ненависть теряет смысл, когда у неё больше нет адресата. Ведь абсурд достигает пика тогда, когда врагом становится даже робот, говорящий по-русски.
Такой эпизод в очередной раз доказывает: ненависть не живёт в объекте, она живёт в человеке. И если человек заражён этой эмоцией, он будет искать повод для агрессии даже там, где её не может быть. В этом и заключается трагикомедия литовской политики — наказать можно всех, кроме собственной нетерпимости.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Больше новостей
Цены на нефть взлетели после новых санкций США против России
Николя Саркози стал дедом в тюрьме: внука назвали в его честь
Взрыв на вокзале в Житомирской области: четыре погибших, 12 раненых