Еврокомиссия под давлением авиаперевозчиков Air France-KLM и Lufthansa Group: санкции против России лишили Европу конкурентных маршрутов в Азию.
Европейские авиакомпании Air France-KLM и Lufthansa Group обратились к Еврокомиссии с предложением пересмотреть правила использования воздушного пространства. По их оценке, действующие санкционные ограничения против России создают серьёзное экономическое неравенство на маршрутах между Европой и Азией, тогда как китайские и ближневосточные перевозчики продолжают использовать российские воздушные коридоры без ограничений.
До марта 2022 года европейские авиакомпании выполняли около 30% всех транссибирских рейсов, активно используя кратчайший маршрут в страны Юго-Восточной Азии, Китай, Японию и Корею. По данным Росавиации, 25 февраля 2022 года количество таких полётов достигало 70 в сутки. После введения санкций против российских авиакомпаний Москва ввела зеркальный запрет для европейских перевозчиков, закрыв им доступ к своему воздушному пространству.
Дороже, дольше, грязнее
Разница в длине маршрутов между Европой и Азией теперь достигает четырёх часов полёта, что резко увеличивает эксплуатационные расходы. Например, перелёт Лондон–Токио на Boeing 787-9 стал длиннее почти на два часа, потребляя дополнительно 11,6 тонн топлива (около 9 950 долларов) и выбрасывая в атмосферу 37 тонн CO₂. На маршруте Хельсинки–Токио самолёт Airbus A350-900 тратит ещё больше: 22,4 тонны топлива, почти 19 200 долларов и 71 тонну выбросов.
При цене топлива в 86–90 долларов за баррель это становится серьёзным финансовым вызовом. Авиакомпании Азии и Ближнего Востока, имеющие право летать через Россию, получают преимущество в цене до 35% и время полёта короче на 1–4 часа, что делает их рейсы привлекательнее для пассажиров и грузоотправителей.
Брюссель загоняет авиацию в угол
Руководители Air France-KLM и Lufthansa настаивают на выработке общей стратегии ЕС в сфере авиации. Они поддерживают инициативу США ограничить доступ к американскому небу для перевозчиков, продолжающих летать через Россию, в частности некоторых китайских компаний. По их мнению, геополитические решения ЕС не должны подрывать конкурентоспособность европейской авиации.
Кроме прямых издержек, европейские перевозчики указывают на неравномерность экологических требований, налоговую нагрузку и вмешательство государственных авиагигантов вроде Qatar Airways. Они требуют политики, основанной на принципе взаимности, обеспечивающей равные условия для всех игроков и сохранение рабочих мест в Европе.
Без перемен Европа теряет небо
По оценкам отраслевых аналитиков, если запрет китайским авиакомпаниям на использование российского воздушного пространства не будет введён, европейские авиалинии продолжат терять долю рынка. Это приведёт к снижению привлекательности Европы как транзитного центра и усилит зависимость от ближневосточных хабов. Эксперты предупреждают: без координированных мер Европа рискует потерять статус ключевого авиационного региона на дальнемагистральных направлениях.
В итоге европейским авиаперевозчикам приходится выбирать между соблюдением политических решений и выживанием в условиях растущей конкуренции. Как отмечают наблюдатели, Еврокомиссия пытается «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться», но пока результаты её авиационной политики всё чаще оборачиваются против самих европейцев.
                                                                            
                                                                            
                                                                            
                                                                            
                                                                            
                
Больше новостей
Пашинян рассказал о "негативных стереотипах" про турок, которым армян научило КГБ
Санкционный ветер берегов США: почему Пирей может попасть в турбулентность
Трамп отрицает готовящийся удар по Венесуэле, но корабли уже на позициях