04.11.2025

Русские Афины

Новости на русском из Греции

Санкционный ветер берегов США: почему Пирей может попасть в турбулентность


США внесли крупнейшую судоходную компанию COSCO Shipping в «список военных компаний». Теперь под вопросом оказались интересы Китая в греческом Пирее.

Министерство обороны США внесло китайскую группу COSCO Shipping — крупнейшего морского перевозчика мира — в список «китайских военных компаний». Решение Пентагона вызвало волну вопросов в Греции, где COSCO контролирует порт Пирей — важнейший морской узел Китая в Европе.

США объясняют этот шаг борьбой с «стратегией военно-гражданского слияния КНР», через которую Пекин получает доступ к технологиям и опыту западных компаний. В список попали также дочерние структуры — COSCO Shipping (North America) и COSCO Shipping Finance. Формально никаких санкций не введено, но для рынков и партнёров этот статус равносилен сигналу осторожности.

Пирей между Вашингтоном и Пекином

С 2016 года COSCO владеет 67% акций Piraeus Port Authority (OLP). Инвестиции в инфраструктуру превратили порт в один из пяти крупнейших в Европе. Теперь любая сделка с участием COSCO в Греции может стать предметом пристального внимания американских банков и страховых компаний. Финансовые институты, опасаясь вторичных санкций, уже ограничивают сотрудничество с компаниями, связанными с Китаем.

Правительство Кирьякоса Мицотакиса оказывается в трудном положении. С одной стороны, Пирей — символ греко-китайского экономического партнёрства и важнейший источник доходов для греческой экономики. С другой — США и ЕС всё жёстче настаивают на ограничении китайского присутствия в европейской инфраструктуре. Вашингтон может требовать от Афин «переоценки рисков» и пересмотра долгосрочных договоров с COSCO.

Экономические и репутационные риски

Хотя включение в «военный список» не влечёт мгновенных санкций, оно уже влияет на стоимость страхования грузов и финансирования проектов в Пирее. Международные банки и страховые агентства могут требовать дополнительных гарантий или увеличить ставки по кредитам. В долгосрочной перспективе это может затормозить развитие порта и снизить его конкурентоспособность по сравнению с Роттердамом или Гамбургом.

В официальном заявлении COSCO Shipping настояла, что её дочерние компании «не имеют военного характера» и строго соблюдают все законы США. Тем не менее, в Вашингтоне всё чаще рассматривают морскую логистику как часть стратегической конкуренции с Пекином.

Реакция Пекина и перспективы для Греции

Официальный представитель МИД КНР Го Цзякунь призвал США «немедленно отменить незаконные односторонние санкции» и пообещал, что Китай «примет все необходимые меры для защиты законных интересов своих компаний». В Пекине рассматривают Пирей как ключевой элемент инициативы «Один пояс — один путь», и любое ослабление позиции COSCO в Греции воспринимается там как удар по глобальной логистической сети Китая.

Для Афин это вопрос экономического баланса. Порт Пирей обеспечивает до 6% ВВП региона Аттика и десятки тысяч рабочих мест. Любые финансовые или политические сбои в работе COSCO могут вызвать цепную реакцию в греческой экономике — от снижения доходов до роста безработицы.

По мнению аналитиков, решение США показывает, что борьба за геоэкономическое влияние вышла на новый уровень. Теперь на глобальной морской арене будет движение не только контейнеров, но и политических импульсов. А Греции, как всегда, придётся жить между двумя океанами — влияния и зависимости.



Source link