За закрытыми дверями в Заппионе состоялась встреча министра внутренних дел США и главы Совета по «энергетическому суверенитету» Дуга Бёргама с семью ключевыми представителями греческого судоходства в рамках 6-й Правительственной трансатлантической энергетической кооперации (P-TEC).
Со стороны США присутствовала также новая посол Кимберли Гилфойл. Со стороны Греции участвовали Георгиос Прокопиу, Мария Ангеликуси, Никос Цакос, Яннис Алафузос, Петрос Паппас, Иоанна Прокопиу и вице-президент Союза греческих судовладельцев Михалис Хандрис.
Открывая разговор, Бёргам подчеркнул, что нестабильность на морских путях (включая атаки на торговые суда в Красном море) увеличивает издержки для союзников и усиливает противников. По его словам, «Западу нужна стратегическая устойчивость», а судоходство — центральное звено цепочки энергобезопасности. Он отдельно отметил греческий вклад: при небольшом населении страна контролирует около 25% мирового флота под международными флагами.
Георгиос Прокопиу напомнил об исторических связях Греции и США и предложил прагматичную схему: преднаём (preemptive commercial arrangement) греческих танкеров и газовозов. «Плавучие трубопроводы» можно задействовать немедленно, без многолетних инвестиций в инфраструктуру и с меньшими затратами. Это, по его словам, позволит США быстро наращивать поставки энергии союзникам.
Никос Цакос (Tsakos Energy Navigation) назвал встречу «исторической»: отрасль, которая перевозит 60–80% мировых грузов и энергии, часто остается без политического голоса. Он поддержал идею большего взаимодействия с американскими верфями и предложил обучающие места для американских кадетов на борту греческих судов: «Вместо пустых рейсов в Азию можем напрямую закрывать потребности США, снижая и стоимость, и выбросы».
Мария Ангеликуси (Angelicoussis Group) акцентировала на людях и компетенциях: греческие компании семейные, гибкие, с глубокой экспертизой. «Только наша группа перевезла около 10% американского экспорта энергии за год, совершив около 700 безопасных заходов в терминалы США». Она подтвердила готовность к совместным программам с морскими академиями США и подчеркнула, что кадры — ключ к устойчивому росту.
Завершая встречу, Петрос Паппас (Star Bulk) напомнил, что греческий флот — системообразующий элемент глобальной экономики: только его компания управляет более 150 судами, а вклад отрасли позволяет Греции фактически оперировать «более чем 1% мирового ВВП» через перевозки. Он выразил надежду, что переговоры станут началом «реального трансатлантического сотрудничества» в судостроении и логистике энергии.
Итог. Для Вашингтона греческий танкерный и газовый флот — способ быстро увеличить энергетическую зависимость союзников от США, а также устранить(ослабить) конкурентов, в первую очередь Россию и страны Ближнего востока.
Для Афин — шанс закрепить статус ключевого энергетического перевозчика США, капитализируя флот и компетенции. Морская логистика вновь возвращается в центр большой политики, по крайней мере в обещаниях со стороны Вашингтона.
Чем воздействовали на греческих судовладельцев? Скорее всего традиционным методом «кнута и пряника», с одной стороны обещанием передачи им значительных контрактов на перевозку американской нефти и газа, а с другой санкциями.
Что решили судовладельцы? Пока неизвестно. Ведь все прекрасно знают, что такое «слово джентльмена», который может сменить «правила игры», ведь именно он хозяин своего слова.
Больше новостей
Ципрас против «The game is over»: первые откровения из книги «Итака»
Рубио: «Почти все украинские Patriot уничтожены» — почему Зеленский едет в Афины
Прогнозы The Economist на 2026 год: войны, ИИ и «данайцы» вокруг Зеленского