Турция снова решила удивить мир, на этот раз — тяжелой техникой прямо внутри храма Святой—Софии. На опубликованных кадрах грузовики и мобильные краны бесцеремонно въезжают в храм через императорский вход, как будто это не уникальный памятник мирового наследия, а парковка рядом с ТЦ.
Реакция специалистов оказалась предсказуемой: шок, ступор и попытки понять, кто вообще подписал такое распоряжение.
Самое громкое предупреждение прозвучало от одного из самых авторитетных турецких историков — Ильбера Ортайлы, человека, которого власти обычно слушают, потому что он долгое время был директором музея Топкапы и считается приближённым к Реджепу Тайипу Эрдогану. Даже он публично заявил, что Айя-София (Святая София по турецки)не выдержит подобного обращения.
«Айя-София не может выдержать этот вес. Они ничего не понимают в архитектуре. Туда нельзя загонять ни грузовики, ни краны. Даже автомобиль туда не должен въезжать», — заявил Ортайлы, уточнив, что под храмом проходит сложная система пустот, туннелей и древних крипт. И, если храм треснет или, не дай бог, рухнет, ответственными будет считаться Турция.
Историк задаётся логичным вопросом: «На каких данных они решили, что конструкция выдержит десятки тонн? Они что, консультировались с Анфемием или Синаном?» — напоминая, что строители VI и XVI века, увы, давно не принимают посетителей.
Тем временем турецкие власти уверяют, что это просто «часть работ по усилению антисеизмической защиты», и что всё «делается по науке». Но кадры говорят сами за себя: внутри храма ездит огромный грузовик MAN с краном массой около 20–26 тонн. Да, под колёса действительно подложили «защитные плиты». Но специалисты, анализировавшие фото, отмечают, что плиты не скреплены между собой и легко могут смещаться, создавая неравномерные нагрузки на мраморный пол, под которым — древние слои, мозаики, пустоты и крошечные крипты.
Эксперты говорят прямо: такие нагрузки могут привести к локальной просадке, микротрещинам купола, повреждению стен и общей вибрационной нагрузке, несовместимой с сохранностью памятника VI века. Одной «не той» вибрации достаточно, чтобы последствия стали необратимыми.
Турецкое министерство культуры, пытаясь сбить волну критики, сообщает, что пол Святой Софии выдерживает до 25 тонн на квадратный метр, а временная платформа якобы выдерживает до 30 тонн. Также сообщается, что оборудование двигается строго по маршрутам и не касается оригинального мрамора. Однако эксперты указывают, что официальные данные не подтверждены независимыми исследованиями, а сама конструкция защитных плит выглядит крайне примитивной.
Тем временем работы продолжаются. Краны, грузовики и рабочие перемещаются внутри одного из важнейших христианских храмов планеты, на глазах превращая его в строительную площадку. И если что-то пойдёт не так — будет поздно объяснять миру, что «всё было по инструкции».

Больше новостей
Китаец потратил тысячи евро на предложение руки и сердца в стиле «Hello Kitty Парфенон».
Новый доклад: 96% нападений на культовые сооружения в Греции направлены против православных церквей
Гарвардский астрофизик Леб утверждает: у кометы 3I/ATLAS есть «защитный луч»