По данным агентства Reuters, страны ЕС и G7 обсуждают введение полного запрета на перевозку российской нефти на западных судах. Речь идет о следующем шаге санкционного давления, который может существенно изменить конфигурацию морской торговли энергоресурсами.
Сейчас, как отмечает публикация, более трети экспорта российской нефти по морю приходится на танкеры под контролем западных компаний. Эти суда, в основном, доставляют нефть в Индию и Китай, при этом значительная часть флота связана с судоходными компаниями из Греции, Кипра и Мальты. Предполагаемый запрет должен поставить крест на такой схеме поставок.
Оставшиеся две трети экспортных поставок обслуживает так называемый «теневой флот» – сотни танкеров, действующих вне западной юрисдикции и стандартов. По оценке источников Reuters, в случае введения запрета России придётся и дальше расширять этот флот, чтобы сохранить объёмы экспорта.
Отдельная интрига заключается в том, насколько единой является позиция внутри «Большой семёрки». Сейчас неясно, поддерживает ли будущий запрет США наравне с европейскими союзниками или инициатива исходит в первую очередь из европейских столиц.
Роль греческих танкеров и зависимость рынка
Считается, что значительная часть западного флота, перевозящего российскую нефть, приходится именно на греческих судовладельцев. Для них запрет станет одновременно риском и возможностью:
- при полной поддержке решений ЕС греческие компании будут вынуждены официально отказаться от перевозок российской нефти, чтобы сохранить доступ к страхованию, финансированию и европейскому рынку услуг;
- однако часть флота теоретически может быть переведена под другие флаги и структуры, фактически пополнив «теневой флот» и продолжив работать с российским сырьём уже вне рамок западного регулирования;
- повышенный риск и сокращение доступного тоннажа, скорее всего, приведут к росту фрахтовых ставок, что делает перевозки дороже для всех участников рынка.
На практике это создаёт для судовладельцев выбор между формальным следованием санкционной линии и попыткой использовать «серые» схемы для сохранения дохода, с учётом возможных юридических и репутационных последствий.
Как может отреагировать Россия и что будет с рынком
Для России ужесточение ограничений со стороны ЕС и G7 означает необходимость:
- дальнейшего расширения «теневого флота» за счёт покупки или аренды старых танкеров через сети компаний в третьих странах;
- усиления использования альтернативных страховых и сервисных систем, вне западных юрисдикций;
- углубления связей с крупными импортёрами – такими как Индия и Китай – за счёт дополнительных скидок и долгосрочных контрактов.
Для глобального рынка нефти возможные последствия выглядят следующим образом:
- рост логистических издержек и удорожание перевозок по «длинным маршрутам» из России в Азию;
- дальнейшее увеличение дисконта на российские сорта по сравнению с эталонными марками, чтобы компенсировать дополнительные риски и расходы;
- перераспределение потоков: часть западного флота переключится на перевозку ближневосточной и американской нефти, тогда как российские объёмы в большей степени уйдут в «серую зону» перевозок.
Политический сигнал и открытые вопросы
Даже если новый запрет будет одобрен, ключевой вопрос останется прежним: насколько эффективно ЕС и G7 смогут контролировать реальное исполнение мер на глобальном и разветвлённом рынке морских перевозок. При высокой доле греческих танкеров, значительной роли компаний из Кипра и Мальты, а также при расширяющемся «теневом флоте» любая попытка жёсткой блокировки неминуемо будет сопровождаться поиском обходных маршрутов.
В итоге решение, которое формально направлено на ограничение доходов России, одновременно усиливает фрагментацию рынка и стимулирует рост серых и непрозрачных схем в морской торговле нефтью. Для судовладельцев же, особенно греческих, это означает период высокой неопределённости, но и потенциально рекордных доходов на фоне растущего дефицита тоннажа и фрахтовых ставок.
Больше новостей
Дело Predator разоблачает фикцию институциональной стабильности в Греции
Как в Греции пытались «отмыть» связь ΕΥΠ и Predator, но суд начал вытаскивать трупы из шкафа
«Откажитесь от иллюзий»: что пишут ведущие СМИ о новой стратегии безопасности США