Фермеры и скотоводы остаются непреклонными: перекрыто более 50 дорог по всей стране, трактора стоят на перекрестках. Движение протеста набирает обороты, формы протеста становятся всё более разнообразными, а правительство отвечает комбинацией из жёсткой силовой линии и риторики про «открытые двери диалога».
На этом фоне в дело вступает и Αρειος Πάγος: Верховный суд даёт указание прокурорам по всей стране по собственной инициативе проверять возможные правонарушения на блокадах и, при необходимости, вести дела в порядке «αβτοφώρο» — ускоренного задержания и суда.
Криминализация протеста: от «от преступной организации» до арестов
Фермерское движение «кипит» уже многие дни. Силовой разгон, утечки в медиа о возможной квалификации протестов как действий «преступной организации», а теперь и формальная активизация Верховного суда не ослабляют, а, наоборот, усиливают решимость людей, борющихся за свои требования. Как подчеркивают их представители, они остаются «неподвижны» в своих изначальных позициях.
Особенно показательной стала ситуация на Крите, где попытки полиции заблокировать аграрные протесты привели к масштабным столкновениям. Были травмированы и полицейские, и демонстранты. Из Мегаро Максиму, через ΕΛ.ΑΣ., просочилась информация, что те, кто прорвал ограждение аэропорта в Ираклионе и повредил патрульные машины, якобы уже «идентифицированы» и могут преследоваться по статье «о преступной организации», при этом уже произведены два ареста.
Это очень тяжёлые обвинения категории κακουργήματα, которые, как отмечают юристы, в первую очередь рассчитаны на запугивание и создание «атмосферы страха и растерянности». Формально состав «преступной организации» предполагает структуру, организацию, иерархию, руководство. Всё это крайне слабо стыкуется с реальностью стихийных и открытых аграрных мобилизаций.
Теперь в картину вмешивается и Верховный суд. Генпрокурор Верховного суда распорядился проводить проверки на блокадах, отслеживать возможные составы преступлений и, при наличии оснований, переходить к уголовному преследованию и автоφώро. В документе упоминаются такие статьи, как «препятствие движению транспорта», «насильственные преступления против жизни» и «против должностных лиц», а также «нарушение безопасности транспорта и авиасообщения».
Сократ Алефтирас, вице-президент Федерации аграрных союзов Ларисы, комментируя указание Верховного суда, задаёт прямой вопрос: «Как так получается, что они столь чувствительны к борьбе фермеров и скотоводов, но в деле скандала ΟΠΕΚΕΠΕ не проявили той же готовности задействовать весь арсенал правовых инструментов? Нашу борьбу нельзя криминализировать, и мы не поддаёмся запугиванию. Мы продолжаем быть на дорогах, там и принимаем решения о дальнейшей эскалации».
Фомас Москос, технический консультант Σ.Ε.Κ. — Союза греческого животноводства, подчеркивает: «Они пытаются показать нам, что государство проявляет власть против нас. Премьер-министр уже давно должен был нас принять». По его словам, при каждой новой мобилизации и новом блоке дороги заранее перекрывает сама полиция: «Они сами закрывают трассы, потому что видят, как блоки распространяются по всей стране. Мы оставляем открытыми полосы для граждан. Трактора стоят как символ протеста, а не для того, чтобы парализовать движение».
Аргирис Байрахтарис, президент аграрного скотоводческого кооператива Тирнавоса, напрямую связывает угрозы арестов с растущей поддержкой агроблоков: «В Никею к нам приходят таксисты, дальнобойщики, строители, даже военные. Они не ожидали, что наши мобилизации примут такой характер. Борьба продолжается. Завтра мы блокируем порт Волоса, готовится блокада порта Салоник со стороны блоков Западной и Центральной Македонии. Назад пути нет — пусть сажают нас в тюрьму, если об этом нам и говорят. Мы падём, но падём сражаясь».
«Метра 23», урезанные деньги и трещины внутри НД
Дополнительное раздражение фермеров вызывает то, как была проведена очистка выплат по «Мέτρа 23». Эта экстренная временная поддержка ликвидности для пострадавших от стихийных бедствий после 1 января 2024 года была обещана одним объёмом, а пришла в другом. Вместо запланированных 178 миллионов евро были выплачены 157 миллионов, с объяснением, что «не завершены проверки агроучастков».
Сократ Алефтирас передаёт позицию правительства о том, что «после завершения проверок последует дополнительная выплата», но задаётся вопросом: «Разве возможно, чтобы проверки не были завершены через девять месяцев после объявления меры, да ещё когда аграрный и животноводческий сектор живёт в таких беспрецедентных условиях?»
Фомас Москос добавляет: «Многие фермеры получили на 33% меньше ожидаемой поддержки. И мы не знаем, будет ли потом дополнительно профинансирована разница. Эта выплата, мягко говоря, проблематична».
Тот факт, что сумма была урезана, вызвал внутренние трения и в рядах Новой демократии. Шесть депутатов правящей партии публично требуют отменить «несправедливое» и «злоупотребительное» исключение части бенефициаров «Метра 23». В своём заявлении они обращаются к руководству ΟΠΕΚΕΠΕ и министерству развития, требуя, чтобы компенсации были выплачены всем положенным получателям.
Общество за блоками: цифры, от которых правительство нервничает
На фоне атмосферы, которую многие описывают как «пахнущую порохом», и явной утраты правительством инициативы, социология выглядит для власти ещё более мрачно. Согласно опросу Interview для издания Political, общественное мнение однозначно на стороне фермеров.
На вопрос, правы ли фермеры, 76% респондентов отвечают, что они «правы/скорее правы», лишь 21% считает их «неправыми», ещё 3% затруднились с ответом. На вопрос о согласии с блокадами дорог как формой протеста, 53% поддерживают такой метод, 46% выступают против, 1% не отвечает.
По поводу скандала вокруг ΟΠΕΚΕΠΕ граждане видят картину так:
- 51% считают, что это «кумовство» политиков своим партийно близким избирателям,
- 26% видят «участие политических лиц в собственных интересах»,
- 20% обвиняют «ловких псевдо-фермеров», которые воспользовались системой,
- 3% дают другие объяснения.
Проще говоря, доверие к официальному управлению аграрными деньгами разрушено практически поперёк всего политического спектра.
Блоки дорог, портов и границ: география бунта
По мере приближения праздников первичный сектор не притормаживает, а нажимает на «газ до упора». Центральные автотрассы остаются перекрытыми, блокируются даже объездные маршруты, намечаются акции в портах, периодически закрываются пограничные переходы.
(Онлайн-карта активных блоков обновляется в режиме live по адресу: https://jodi.graphics/bloka.)
В Ираклионе (Крит) фермеры решили завершить прямую оккупацию аэропорта «Никос Казандзакис» как жест доброй воли и знак уважения к туристическому сектору, но без сворачивания борьбы. Колонна тракторов и машин переместилась к офисам децентрализованной администрации Крита, где делегация встретилась с секретарём Марией Козираки и передала полный перечень требований.
На севере уже заблокирована таможенный переход Евзони, при этом проход для грузовиков с греческой сельхозпродукцией не перекрывают полностью: движение им будет вновь разрешено в 22:00. На погранпереходе Промахонас фермеры увеличивают время блокировки: оба направления для грузовиков остаются закрытыми до 20:00, но фуры с скоропортящимися товарами пропускают в координации с полицией.
На таможне Никеи фермеры Флорины при поддержке аграриев и скотоводов из Преспы готовят четырёхчасовую символическую блокаду границы для грузовиков с товарами и лигнитом в сторону Северной Македонии (с 10:00 до 14:00), при этом легковые машины пропускать будут.
«Сердце» движений бьётся в большом блоке Никеи, который впервые перекрыл даже объездные дороги, фактически разорвав страну почти на две части. На трассе Е65 блоки пополняются даже пчеловодами, прибывающими поддержать фермеров. На маршруте Афины – Салоники первые блоки на Национальной дороге встречают водителей уже в Виотии, а Афины – Ламия разрезана в четырёх точках четырьмя разными блоками.
У Салоник аграрии и скотоводы с блока на «Прасина Фанарья» перекрыли выезд на аэропорт «Македония» со стороны трассы Салоники – Неа Муданья. Там выстроено порядка 30 тракторов и множество аграрных машин, полиция перенаправляет транспорт, и добраться до аэропорта можно только через Нео Рисио.
В Западной Греции фермеры и скотоводы выстраивают фронт сразу в трёх номах. В среду в 11:00 запланирована крупная акция на мосту Рио – Антирио. В Ахайе тракторы и пикапы стоят прямо на полотне, и машины перенаправляют через развязки К1 (порт Патры) и Оврия. В Этолии – Акарнании уже несколько дней полностью заблокирована Иония-одос у пунктов оплаты Ангелокастро. В Илии блок расположен на развязке Пиргоса; аграрии ежедневно на несколько часов перекрывают трассу Патры – Пиргос и затем снова открывают её, продолжая акции с завидной регулярностью.
Следующий цельный рубеж — порты. Логика фермеров проста: когда уже под контролем сухопутные границы и магистрали, борьба логично выходит к морским воротам страны. И чем отчаяннее власть пытается поставить под уголовную статью трактор и лозунг, тем больше трактора становятся для общества символом не только аграрной, но и политической нестабильности.
Больше новостей
Через десять лет после кризиса грек возглавляет Eurogroup: символ перемен или аванс доверия?
СИРИЗА требует отказа Греции из «Евровидения-2026» из-за допуска Израиля
Под угрозой ареста: фермеры и рыбаки покинули порт Волоса, но не борьбу