15.12.2025

Русские Афины

Новости на русском из Греции

Захваты танкеров становятся рутиной: Иран, США и Европа в затянувшемся морском конфликте


В мире фиксируется устойчивая тенденция к росту инцидентов с захватом танкеров. Ситуация напоминает затяжную морскую дуэль, где государства отвечают друг другу зеркальными действиями, а торговые суда превращаются в разменную монету геополитики.

Иран задержал в Оманском заливе иностранный нефтяной танкер, заявив, что тот подозревается в контрабанде топлива. На борту находилось около 60 тысяч тонн нефти, а 18 членов экипажа арестованы. Принадлежность судна и конечный пункт назначения груза иранские власти не уточняют.

Это уже не первый подобный эпизод. В ноябре Тегеран перехватил танкер Talara под флагом Маршалловых островов в Ормузском проливе. Судно отпустили спустя несколько дней, однако груз исчез.

Параллельно Соединённые Штаты усилили собственные морские операции. По данным Wall Street Journal, в ноябре США перехватили корабль, шедший из Китая в Иран, назвав операцию «мерой по пресечению морской контрабанды» и попыткой воспрепятствовать Тегерану в пополнении вооружений.

Другой эпизод — захват американцами иранского танкера SKIPPER у берегов Венесуэлы. Судно ходило под флагом Гайаны, а операция началась ранним утром: участвовали два вертолёта MH-60 «Seahawk», спецназ, морская пехота и сотрудники береговой охраны США. Вашингтон напомнил, что танкер находится под санкциями за связи с КСИР и «Хезболлой».

Вскоре после этого наблюдатели предположили, что Тегеран ответит симметрично. И действительно, история последних лет показывает закономерность: после каждогой акции США, иран отвечает симметрично.

Такие инциденты происходят уже не первое десятилетие. Несколько лет назад Греция задержала иранский танкер, после чего груз был передан США. Тегеран ответил задержанием двух греческих танкеров. После длительных переговоров Афины компенсировали Ирану стоимость груза, тогда как Вашингтон никакого возмещения не предоставил.

Таким образом, международное право уступает место силовой дипломатии. Страны используют торговые суда как инструмент давления, а судоходные маршруты становятся ареной для политических игр, в которых выигрывают единицы, а рискуют тысячи моряков.



Source link