В четверг 11 декабря стартовал праздничный график работы магазинов, официально открыв самую «денежную» торговую фазу года. Однако сами предприниматели признают: картинка на улицах уже далеко не та, что была в прошлые десятилетия.
Электронная коммерция продолжает отбирать долю рынка и усиливает давление на физические магазины.
Несмотря на сложности, многие продавцы остаются осторожными оптимистами и рассчитывают на рост оборота до 20% по сравнению с «обычными» месяцами. Но это, скорее, надежда на сезонный эффект, чем уверенность в полноценном праздничном оживлении.
О том, как расширенный график влияет на покупателя, рассказал Никос, владелец магазина с сорокалетним опытом работы на одной и той же улице. «Праздничный график помогает, потому что у людей появляется немного больше часов из-за праздничного настроения, чтобы, условно говоря, “обмануться” и купить. Потому что денег, конечно, не хватает, но по праздникам приходится, урезая другое, всё же купить какой-то подарок», — отметил он.
Сравнивая нынешнюю ситуацию с прошлым, он подчеркнул, что «никакой связи с тем, как было раньше, нет». По его словам, когда об этом рассказываешь молодым, они иногда даже думают, что их разыгрывают: «Когда говоришь, какая работа была 10–15 лет назад».
Разницу, как он объясняет, видно буквально по потоку людей на улице: «Раньше, чтобы перейти отсюда на другую сторону, могло уйти и пара минут из-за толпы. А теперь переходишь свободно, покупателей нет…».
При этом Никос признаёт, что праздники всё-таки дают рынку толчок: «Они поднимают продажи, вынужденно. Раньше “Доро Христугена” был по сути дополнительной зарплатой, которая попадала на рынок. Сейчас остаётся только 10–20% сверху относительно других месяцев. Не так, как раньше», — подытожил он.
София, которая держит магазин подарков последние два года, говорит прямо: прошлый сезон был заметно живее. «В прошлом году было немного лучше. Сейчас нет того количества людей, той же “движухи”. Но мы только начали, надеемся, что будет хорошо», — сказала она, пояснив, что её ассортимент не относится к товарам первой необходимости, а значит, покупатель чаще откладывает такие траты.
По её наблюдениям, проблема упирается в доходы: «Денег нет. Подарочки покупают, но не как в другие годы, всё немного просело». И сами покупки изменились: «Раньше брали подарок, который был “получше” по деньгам. Теперь заходят и берут одну открытку, две открытки. Всё. У людей, похоже, нет особого желания. Может, и денег нет, ждут свой “подарок”».
Что касается аудитории, которая чаще приходит за покупками, София отмечает: «Молодёжь, подростки, довольно много. Но есть и люди постарше. Есть, не могу сказать, что нет. Но думаю, больше всё-таки подростки».
Афинские новости писали ранее, что по исследованиям ΙΝΚΑ: Рождественский стол подорожал с прошлого года на 20%.

Больше новостей
Супер-налоговая лотерея перед Рождеством: 12 счастливчиков получат по 100 000 евро
Ещё один завод VW уходит в историю: Европа открывает ворота китайскому автопрому
Цены на зимние шале в Греции обвалились на 54%: рынок, который так и не ожил после 2008 года