19.12.2025

Русские Афины

Новости на русском из Греции

Еврокомиссия предлагает создать «военный Шенген» против России


Европейский парламент выступил за создание так называемого «военного Шенгена» на случай возможной угрозы со стороны России.

Речь идёт об отмене внутренних границ ЕС для оперативного перемещения воинских подразделений и военной техники, а также о масштабной модернизации инфраструктуры — железных дорог, автомобильных магистралей, тоннелей и мостов.

Как подчёркивают евродепутаты, военное вторжение России в Украину вновь вывело на первый план вопрос военной мобильности и острую необходимость быстрой трансграничной переброски войск, техники и средств по всей территории Европы.

В документе отмечается, что военная мобильность является ключевым элементом общей европейской безопасности и обороны, а также критически важным фактором для защиты восточного фланга ЕС, прежде всего стран Балтии и Польши.

Увеличение финансирования

Резолюция Европейского парламента приветствует предложение Европейской комиссии увеличить бюджет на военную мобильность в следующей многолетней финансовой рамке до суммы свыше 17 миллиардов евро.

Евродепутаты призывают государства — члены ЕС не повторять сокращения, допущенные в бюджете 2021–2027 годов, когда первоначально предложённое финансирование было урезано на 75%. Отмечается, что модернизация около 500 инфраструктурных «узких мест», таких как мосты и тоннели, потребует не менее 100 миллиардов евро.

В этой связи Европарламент призывает упростить процедуры финансирования проектов двойного назначения — как гражданских, так и военных.

Парламент признаёт, что несмотря на определённый прогресс в сфере военной мобильности, по-прежнему сохраняются серьёзные административные, финансовые и инфраструктурные барьеры. В отдельных случаях перемещение военной техники внутри ЕС занимает более одного месяца.

Евродепутаты призывают государства ЕС и Европейскую комиссию увеличить инвестиции в соответствующую инфраструктуру, особенно вдоль четырёх коридоров военной мобильности ЕС. Они также настаивают на широком внедрении цифровых решений и ускорении разрешительных процедур для трансграничных перевозок через систему «одного окна» (one-stop-shop).

Отдельно рекомендуется начать работу над созданием полноценного «военного пространства Шенген» на основе дорожной карты, которую должна представить Комиссия при участии специальной рабочей группы по военной мобильности и координатора ЕС, с целью упорядочивания и ускорения реализации всех инициатив.

Сотрудничество ЕС – НАТО

Европейский парламент подчёркивает, что военная мобильность является приоритетом сотрудничества ЕС и НАТО и имеет решающее значение для перемещения союзных сил в мирное время, в условиях кризиса или войны.

В резолюции содержится призыв к проведению регулярных совместных учений и стресс-тестов для выявления и устранения препятствий. Также предлагается, чтобы ЕС последовал примеру НАТО и обеспечил возможность пересечения внутренних границ Союза силами быстрого реагирования в течение трёх дней при нормальных условиях и 24 часов в условиях кризиса.

Со-докладчик Европарламента Петрас Ауштрявичюс (Renew, Литва) заявил: «Чтобы Европа сохраняла свою силу и способность к сдерживанию, крайне важно доказать нашу готовность. Это включает способность быстро развертывать войска и технику по всему ЕС. Преодоление административных барьеров и развитие инфраструктуры двойного назначения — не роскошь, а необходимость».

Со-докладчик Робертс Зиле (ECR, Латвия) отметил: «В настоящее время существует слишком много препятствий для военной мобильности, которые можно устранить быстро и без значительных ресурсов. В условиях агрессивной войны России против Украины времени на промедление нет — необходимо сохранить темп и использовать все доступные решения».

Резолюция по военной мобильности была принята в среду 493 голосами «за», при 127 «против» и 38 воздержавшихся. Теперь депутаты комитетов по транспорту и обороне начнут законодательную работу по пакету мер военной мобильности, представленному Европейской комиссией в ноябре.

Редакторский комментарий

Идея создания «военного Шенгена» выглядит логичной с точки зрения штабного планирования, но несёт за собой целый ряд системных рисков, которые в публичной дискуссии практически не проговариваются.

Фактически речь идёт о милитаризации внутреннего пространства ЕС, при которой гражданская инфраструктура — дороги, железные дороги, мосты, тоннели — начинает рассматриваться прежде всего как элемент военной логистики, а не как общественное благо. Это означает приоритет армии над гражданскими перевозками в кризисных ситуациях и снижение контроля национальных государств над тем, кто, куда и в каких объёмах перемещается.

Отмена внутренних границ для войск и техники де-факто размывает суверенитет государств — членов ЕС, поскольку решения о переброске сил будут приниматься не на национальном, а на наднациональном уровне, с учётом интересов ЕС и НАТО. Для стран Восточной Европы это воспринимается как гарантия безопасности, но для государств юга и запада Союза — как вовлечение в потенциальный конфликт без прямого политического мандата.

Отдельный вопрос — экономическая цена. Даже сами евродепутаты признают, что устранение инфраструктурных «узких мест» потребует сотен миллиардов евро. Это означает перераспределение бюджетов в пользу обороны в ущерб социальной политике, здравоохранению и образованию, особенно в условиях уже существующего долгового давления.

Наконец, создание «военного Шенгена» несёт эскалационный сигнал. Для России подобные шаги будут восприниматься не как оборонительная мера, а как подготовка к быстрому развертыванию сил у её границ, что неизбежно усилит гонку вооружений и снизит пространство для дипломатии.

Таким образом, «военный Шенген» — это не просто технический проект ускорения логистики, а качественный сдвиг в архитектуре европейской безопасности, последствия которого выходят далеко за рамки транспортных коридоров и бюрократических процедур.



Source link