Европейский парламент выступил за создание так называемого «военного Шенгена» на случай возможной угрозы со стороны России.
Речь идёт об отмене внутренних границ ЕС для оперативного перемещения воинских подразделений и военной техники, а также о масштабной модернизации инфраструктуры — железных дорог, автомобильных магистралей, тоннелей и мостов.
Как подчёркивают евродепутаты, военное вторжение России в Украину вновь вывело на первый план вопрос военной мобильности и острую необходимость быстрой трансграничной переброски войск, техники и средств по всей территории Европы.
В документе отмечается, что военная мобильность является ключевым элементом общей европейской безопасности и обороны, а также критически важным фактором для защиты восточного фланга ЕС, прежде всего стран Балтии и Польши.
Увеличение финансирования
Резолюция Европейского парламента приветствует предложение Европейской комиссии увеличить бюджет на военную мобильность в следующей многолетней финансовой рамке до суммы свыше 17 миллиардов евро.
Евродепутаты призывают государства — члены ЕС не повторять сокращения, допущенные в бюджете 2021–2027 годов, когда первоначально предложённое финансирование было урезано на 75%. Отмечается, что модернизация около 500 инфраструктурных «узких мест», таких как мосты и тоннели, потребует не менее 100 миллиардов евро.
В этой связи Европарламент призывает упростить процедуры финансирования проектов двойного назначения — как гражданских, так и военных.
Парламент признаёт, что несмотря на определённый прогресс в сфере военной мобильности, по-прежнему сохраняются серьёзные административные, финансовые и инфраструктурные барьеры. В отдельных случаях перемещение военной техники внутри ЕС занимает более одного месяца.
Евродепутаты призывают государства ЕС и Европейскую комиссию увеличить инвестиции в соответствующую инфраструктуру, особенно вдоль четырёх коридоров военной мобильности ЕС. Они также настаивают на широком внедрении цифровых решений и ускорении разрешительных процедур для трансграничных перевозок через систему «одного окна» (one-stop-shop).
Отдельно рекомендуется начать работу над созданием полноценного «военного пространства Шенген» на основе дорожной карты, которую должна представить Комиссия при участии специальной рабочей группы по военной мобильности и координатора ЕС, с целью упорядочивания и ускорения реализации всех инициатив.
Сотрудничество ЕС – НАТО
Европейский парламент подчёркивает, что военная мобильность является приоритетом сотрудничества ЕС и НАТО и имеет решающее значение для перемещения союзных сил в мирное время, в условиях кризиса или войны.
В резолюции содержится призыв к проведению регулярных совместных учений и стресс-тестов для выявления и устранения препятствий. Также предлагается, чтобы ЕС последовал примеру НАТО и обеспечил возможность пересечения внутренних границ Союза силами быстрого реагирования в течение трёх дней при нормальных условиях и 24 часов в условиях кризиса.
Со-докладчик Европарламента Петрас Ауштрявичюс (Renew, Литва) заявил: «Чтобы Европа сохраняла свою силу и способность к сдерживанию, крайне важно доказать нашу готовность. Это включает способность быстро развертывать войска и технику по всему ЕС. Преодоление административных барьеров и развитие инфраструктуры двойного назначения — не роскошь, а необходимость».
Со-докладчик Робертс Зиле (ECR, Латвия) отметил: «В настоящее время существует слишком много препятствий для военной мобильности, которые можно устранить быстро и без значительных ресурсов. В условиях агрессивной войны России против Украины времени на промедление нет — необходимо сохранить темп и использовать все доступные решения».
Резолюция по военной мобильности была принята в среду 493 голосами «за», при 127 «против» и 38 воздержавшихся. Теперь депутаты комитетов по транспорту и обороне начнут законодательную работу по пакету мер военной мобильности, представленному Европейской комиссией в ноябре.
Редакторский комментарий
Идея создания «военного Шенгена» выглядит логичной с точки зрения штабного планирования, но несёт за собой целый ряд системных рисков, которые в публичной дискуссии практически не проговариваются.
Фактически речь идёт о милитаризации внутреннего пространства ЕС, при которой гражданская инфраструктура — дороги, железные дороги, мосты, тоннели — начинает рассматриваться прежде всего как элемент военной логистики, а не как общественное благо. Это означает приоритет армии над гражданскими перевозками в кризисных ситуациях и снижение контроля национальных государств над тем, кто, куда и в каких объёмах перемещается.
Отмена внутренних границ для войск и техники де-факто размывает суверенитет государств — членов ЕС, поскольку решения о переброске сил будут приниматься не на национальном, а на наднациональном уровне, с учётом интересов ЕС и НАТО. Для стран Восточной Европы это воспринимается как гарантия безопасности, но для государств юга и запада Союза — как вовлечение в потенциальный конфликт без прямого политического мандата.
Отдельный вопрос — экономическая цена. Даже сами евродепутаты признают, что устранение инфраструктурных «узких мест» потребует сотен миллиардов евро. Это означает перераспределение бюджетов в пользу обороны в ущерб социальной политике, здравоохранению и образованию, особенно в условиях уже существующего долгового давления.
Наконец, создание «военного Шенгена» несёт эскалационный сигнал. Для России подобные шаги будут восприниматься не как оборонительная мера, а как подготовка к быстрому развертыванию сил у её границ, что неизбежно усилит гонку вооружений и снизит пространство для дипломатии.
Таким образом, «военный Шенген» — это не просто технический проект ускорения логистики, а качественный сдвиг в архитектуре европейской безопасности, последствия которого выходят далеко за рамки транспортных коридоров и бюрократических процедур.
Больше новостей
Итальянская забастовка техников ВВС Греции парализует боевые авиакрыла
Израильские СМИ сообщают о встрече и совместных действиях ВВС Греции, Кипра и Израиля
Кимберли Гилфойл поздравила Грецию с ликвидацией международной сети контрабанды кокаина