18.12.2025

Русские Афины

Новости на русском из Греции

Итальянская забастовка техников ВВС Греции парализует боевые авиакрыла


«Итальянская забастовка»* технического персонала Военно-воздушных сил Греции фактически парализует целые боевые авиакрыла.

Причиной стала инициатива Министерства национальной обороны Греции, которая через новый законопроект лишает авиационных техников права на получение офицерского звания в ходе службы — права, которое до сих пор являлось частью их служебной карьеры.

В ВВС Греции складывается ситуация, напоминающая кризис пятнадцатилетней давности, когда пилоты прибегли к итальянской забастовке после отмены лётной надбавки в период министрества Эвангелоса Венизелоса. На этот раз протестуют техники боевых самолётов и авиационных средств, без которых выполнение полётных заданий становится невозможным.

Технический персонал, образно говоря, «начал делать вид, что работает», другим словами перешёл к «итальянской забастовке» по ротационному принципу, что уже привело к остановке отдельных боевых авиачастей. Три дня назад, по данным публикации, ни один самолёт не поднялся в воздух с авиабазы 112, а сегодня были фактически обездвижены истребители F-4E Peace Icarus с авиабазы 117 в Андравиде, которая в перспективе должна принять и F-35A.

Все участники акции являются унтер-офицерами ВВС Греции. Они заявляют, что государство в одностороннем порядке нарушает прежние обязательства, существовавшие с момента их поступления на службу, согласно которым их карьерная траектория предусматривала повышение вплоть до офицерского звания до выхода в отставку.

Законопроект, подчёркивается в материале, затрагивает всех военнослужащих вооружённых сил Греции, окончивших Школу унтер-офицеров сухопутных войск (СМΥ). Сообщается, что три дня назад около 100 унтер-офицеров отсутствовали на рабочих местах на авиабазе 112, а сегодня аналогичное число — на авиабазе 117.

Командующий тактической авиацией срочно прибыл в Андравиду, однако вмешательство результата не дало. Наиболее тревожным фактором называется то, что участники конфликта договорились о проведении «итальянских забастовок» каждые три дня. Это означает, что поочерёдно одно боевое авиакрыло будет выводиться из боевого состава, причём подчёркивается, что подобная практика может продолжиться и после принятия закона.

В материале отдельно подчёркивается, что авиационные техники столь же критически важны, как и пилоты. Если пилоты, как правило, имеют возможности трудоустройства в гражданской авиации, то техники ВВС являются дефицитными специалистами мирового уровня, востребованными не только в гражданских авиакомпаниях, но и в военно-воздушных силах стран Ближнего Востока и Африки.

Несмотря на сокращённые зарплаты, их требования не носят финансового характера. Они настаивают исключительно на сохранении права на получение офицерского звания, которое до последнего времени рассматривалось как часть обязательств государства перед ними.

В качестве компромиссного выхода предлагается четырёхлетний переходный период. Аргумент заключается в том, что даже нынешние курсанты военных школ поступали, исходя из понимания, что в перспективе станут офицерами. Предлагается, чтобы кандидаты набора 2026–2027 годов заранее знали, что останутся унтер-офицерами до конца службы. Уточняется, что это касается всех видов вооружённых сил.

В завершение подчёркивается, что министр национальной обороны Никос Дендиас должен вмешаться лично, пока ситуация не приобрела разрушительный характер для структуры войск. Постоянные унтер-офицеры названы «хребтом» вооружённых сил во всём мире.

В качестве исторического прецедента приводится 2010 год, когда «итальянская забастовка» пилотов всего за один день сорвала планы по отмене лётных надбавок и, по оценке авторов, предотвратила деградацию ВВС.

Справка *.

Итальянская забастовка — это форма трудового протеста, при которой работники формально продолжают исполнять свои обязанности, но строго и буквально соблюдают все инструкции, регламенты и правила, отказываясь от любой инициативы, ускорения работ и неформальных решений.

В отличие от классической забастовки, работа официально не прекращается, однако из-за предельно формального подхода и бюрократической точности рабочий процесс резко замедляется либо фактически парализуется.

Термин возник в Италии в середине XX века и получил широкое распространение в Европе, прежде всего в сферах транспорта, авиации, энергетики, государственной службы, а также в вооружённых силах, где прямые забастовки, как правило, запрещены законом.

Ключевая особенность итальянской забастовки заключается в том, что она применяется в условиях, когда забастовка формально запрещена, но нормальная работа невозможна без гибкости, опыта и неформальных решений персонала. Работники при этом не нарушают закон напрямую, однако на практике демонстрируют, насколько система зависит от их профессионализма.

В военном и авиационном контексте итальянская забастовка обычно выражается в выполнении исключительно минимально обязательных процедур, отказе от ускоренных проверок и упрощённых допусков, а также в строгом соблюдении всех технических и бюрократических норм.

Результатом становится ситуация, при которой техника юридически считается исправной, но фактически не готова к эксплуатации.

В русском языке термин «итальянская забастовка» является устоявшимся и нормативным и широко используется в журналистике, правовой и экономической аналитике для точного описания данной формы протеста.



Source link