Русские Афины

Новости на русском из Греции

Акрополь и христианский Парфенон


Все мы знаем об афинском Парфеноне как о символе греческой столицы и о месте значительном, с точки зрения истории города. Но мало кому известно о многих столетиях его христианской истории.

Даже в специальных путеводителях этому разделу отводятся лишь две строки из примерно пятидесяти страниц. И совершенно напрасно: познакомившись с удивительной историей этого храма, чувствуешь его безграничное притяжение.

Крепость и центр религии

С 1300-го года до Рождества Христова Акрополь был крепостью, которая затем превратилась в религиозный центр. В 490-м году до Рождества Христова афиняне приступили к сооружению храма, ставшего предтечей нынешнего Парфенона. Через 10 лет, когда строительство ещё не было завершено, в город вторглись персы и сравняли этот храм с землёй. Лишь в 447-м году, при поддержке и попечительстве Перикла, выдающегося государственного деятеля, строительство начали заново. В 438-м году до Р.Х., во время 85-й Олимпиады состоялась церемония освящения храма.

Из построенных тогда мраморных сооружений сейчас на вершине Акрополя осталось четыре. Акрополь и христианский ПарфенонГлавное из них — разумеется, Парфенон, или Жилище Девы. В центральном зале этого храма находилась статуя богини Афины Парфенос (12 м в высоту), вырезанная скульптором Фидием и покрытая золотом и слоновой костью.

Христианские имена Парфенона

Занимаясь изучением истории Парфенона, в XVIII и XIX веках европейские учёные-эллинисты заново открыли для себя и своих читателей классический период греческой истории и культуры. Однако в их трудах немного говорится о тысячелетней истории Парфенона как христианского храма. Широко известно, что это место использовалось для проведения языческих обрядов в течение лишь 830 лет, а потом более тысячи лет Парфенон являлся христианским храмом. В 392 году Византийский император Феодосий I запретил языческое поклонение в любой форме, а в V веке Парфенон стал православным храмом «Агиа София» (Святой Премудрости). В 662 году его переименовали: он стал называться «Панагиа Атениотисса» (Панагиа Афинская), в честь Божией Матери.

В 1204-1205 годах храм перешёл в руки латинян и франков, которые использовали Акрополь как дворец и крепость. Парфенон на время стал католическим храмом и назывался «Санта Мария ди Атэнэ» (позже — «Нотр Дам д’Атэн»), В византийскую эпоху Эрехтеум снова стал православным храмом в честь Богородицы, храм Гефеста — церковью святого Георгия, а в Пропилеях располагалась часовня, посвящённая Святой Троице. Были сделаны пристройки: к западной стене добавили нартекс (притвор), с восточной стороны — апсиду, поддерживающую алтарь. Апсиду украшала мозаика Панагии Атениотиссы, а стены покрывали фрески. В наши дни можно увидеть    их фрагменты на одной из внутренних стен.

Христианский Парфенон сохранил множество сокровищ Церкви. Согласно записи 1390-го года, здесь покоились мощи преп. Макария Великого и Евангелие, переписанное лично св.царицей Еленой. Путешественники того времени отмечают в своих записках, что видели в Парфеноне одну из икон Богородицы кисти самого евангелиста Луки и лампаду, в которой чудесным образом не иссякает масло. В середине XIV веке Педро IV Арагонский писал о Парфеноне: «Это величайший из всех алмазов вселенной; такой, какой не под силу воспроизвести всем Царям Христианского мира».

Турецкий след в истории Парфенона

Новый виток в истории принёс перемену статуса этого священного места. В 1460 году Парфенон был превращен в мечеть турками, захватившими Афины в тот период времени. Сомнительной репутации не избежал Эрехтеум: в то время его сделали гаремом турецкого военачальника.

В 1458-м году султан Мехмед (Мохаммед) II совершил триумфальный вход в завоёванный им город. К его чести надо сказать, что он полностью понимал ценность и значение Афин как
жемчужины классического и Православного византийского периода, и, стремясь заполучить греков в качестве союзников против Запада, возвратил Парфенон восточным христианам. Так, впервые за 250 лет храм снова стал православным. Теперь в нём расположилась кафедра митрополита Афинского. К сожалению, несколько лет спустя в ответ на интриги одного из именитых греков-афинян турки вырубили алтарь, заштукатурили мозаики и превратили Парфенон в мечеть.

Взрыв среди колонн

Во время осады Афин венецианцами в 1678-м году турки разместили в Парфеноне пороховой склад. Порох взорвался от удара снаряда: храму был нанесён серьёзный ущерб. Очевидец того события писал: «От взрыва закачались все двадцать восемь колонн, развалилась древняя стена, разрушились массивные архитравы и большая часть фриза, всё это разлетелось… по окрестным полям и лугам…»

Окончательно вернуть себе то, что осталось от Акрополя после всех исторических перипетий, грекам удалось лишь в ходе войны за Независимость в 1822 году.

Акрополь и христианский Парфенон Величие, ощущаемое сердцем

Каждый стоящий у подножия такого удивительного творения как Парфенон не может не испытывать естественного ощущения истинного поклонения Богу. Это извечное желание, которым здесь дышит каждый камень, проходит через все исторические эпохи. Путешественник, чаще всего, не бывает морально подготовлен к своей первой встрече с храмом на вершине Акрополя и оказывается ошеломлён, зачарован его статью. Ведь даже лежа в руинах, храм поражает своим необыкновенным обликом и настроением. Писатель отмечал: «Почему до сих пор не удаётся запечатлеть величие Парфенона на картинах и фотографиях?.. В этом храме есть особое равновесие, некий чисто греческий отказ от лишнего и ненужного, который совершенно невозможно передать на холсте, поскольку воспринимается это не глазами, а сердцем и умом… Парфенон похож на птицу, зависшую в воздухе, в то краткое мгновение, когда она складывает крылья и всё ещё сохраняет равновесие».

Для православного паломника Парфенон несёт в себе значение большее, чем восхищение его земной красотой. Нужно понимать, что популярное во всем мире искусство языческой Греции создавалось под влиянием духовной жажды, поиска. Многие современные туристы, приезжая сюда и посещая ранневизантийские базилики, удивляются, обнаруживая в них действующую церковь. Но восхищаться одной лишь земной красотой предметов — значит позволить себе ограничиться взглядом сентиментального эстета, не желающего вникать в суть вещей: в то, что эти шедевры создавались не ради самой красоты. Прекраснейшие из них является выражением врождённой глубокой религиозной жажды человека, его стремления к вечной истине.

Греция — хранительница православной Веры

Многие удивляются: как Греция, чьё далёкое прошлое ассоциируется с целым пантеоном богов, может являться цитаделью и оплотом Православия? Тем не менее, судя по лучшим образцам древнегреческой философии, литературы и произведений архитектуры, поиск истины греками-язычниками заслуживает уважения. Ведь на создание этих шедевров их вдохновила неутолённая жажда поклонения истинному Богу. Именно благодаря этому создавали они такие образцы воплощения земной красоты, которым мало равных. Она вела их к познанию чего-то большего, подобно тому, как астрология вела волхвов.

Согласно одному из современных взглядов, пантеизм греков, заблуждавшихся в своём идолопоклонстве, был в каком-то смысле невинным. Ведь Бог тогда ещё не открыл себя человечеству и оттого принял эти младенческие попытки поклонения божественному началу как подготовку к взращиванию семени истинной веры в будущем. Их благородное устремление — отчаянный поиск света веры — это отголосок жизни человека до грехопадения. Без сомнения, почва их сердец оказалась тщательно подготовлена, и семя Христианства пустило на ней корни такой силы и прочности, что Греция (после того как св. Константин основал новую столицу своего государства) стала земной хранительницей Православной веры более чем на тысячу лет.

Нельзя забывать и о том, что сами греки превратили свои языческие храмы в церкви. К пятому веку Парфенон, посвящённый некогда богине Афине, стал христианским собором Святой Софии и Пресвятой Богородицы. В его стенах на протяжении более тысячи лет служилась Божественная литургия (даже дольше, чем в храме Святой Софии в Константинополе!). Зная это, неужели можно не называть и не считать Акрополь и Парфенон святой землей? И кому помнить об этом, если не самим христианам?..

В книге In the Steps of St. Paul (Стопами св. Павла), написанной в 30-х годах XX века Х.В.Мортоном, есть удивительно красивый эпизод, повествующий о первой встрече автора с Парфеноном. Читая его, проникаешься атмосферой этого места, которое является сердцем Афин: «Пройдя сквозь Пропилеи, я увидел перед собой огромное пространство поднимающейся вверх грубой скалы. На вершине этой скалы на фоне голубого неба стоял Парфенон. Я подумал, что никогда в жизни не видел подобной красоты. Я даже боялся подойти ближе и понять, что ошибся… Вознесённый высоко над Афинами, превосходящий размерами все мои представления о нём, и всё же странно невесомый, окружённый лишь синевой неба, Парфенон и в руинах выглядит так, будто только что опустился с небес на вершину Акрополя…

Я понял, что моё восхождение на Акрополь и путь через Пропилеи был подготовкой к этому мгновению: и я вспомнил слова Сократа о том, что пусть к храму должен быть трудным, чтобы человек мог подойти к нему в чистоте сердца. К Парфенону нельзя подойти внезапно: к нему нужно восходить».



Source link