Исходные фотографии были обработаны и улучшены с помощью ИИ
Греческие монастыри на протяжении веков славились не только молитвенной жизнью, но и способностью постоять за себя и за страну. В истории Греции они нередко становились центрами сопротивления захватчикам.
В годы Второй мировой войны эта традиция получила продолжение: монахи сыграли заметную и порой решающую роль в борьбе против нацистской оккупации.
Превели: монастырь, ставший штабом Сопротивления
На Крите в движении Сопротивления участвовали многие монастыри — Капса, Топлу и другие, однако самым известным стал монастырь Превели. Из-за удалённости острова от материковой части страны Крит не участвовал в греко-итальянской войне 1940 года, но в 1941-м стал ареной ожесточённого сражения с немецкими войсками.
Монахи Превели вместе с местными жителями, военными, полицией и партизанами помогали снабжать союзников до их эвакуации на Ближний Восток. Более 5000 человек прошли через этот пункт, поели, переночевали, получили еду. А для продолжения своего пути им были предоставлены необходимые припасы. Для их защиты создавались первые вооружённые группы.
Во главе сопротивления встал настоятель монастыря Агатангелос Лагувардус. С помощью монахов несколько австралийских солдат смогли совершить легендарную эвакуацию на британской подводной лодке. После этого были организованы ещё два рейса, но второй был раскрыт немцами.
25 августа 1941 года карательные подразделения СС разорили Нижний и Задний монастыри, конфисковали запасы, арестовали монахов. Лишь вмешательство митрополита Кидонийского позволило освободить их. Несмотря на давление, монахи Превели до конца оккупации поддерживали партизан и союзников.
К концу 1943 года монастырь восстановил свои силы и смог возобновить свою деятельность.
После освобождения Крита на средства монахов и местных жителей был сформирован полк для поддержания порядка. А при въезде в Превели был установлен памятник: рядом стоят английский солдат и монах с автоматом — редкий символ совместной борьбы.
Великая Лавра и трагедия Калавриты
Монастырь Агиа (Великая) Лавра в Калаврите известен ещё со времён восстания против Османской империи, когда там впервые прозвучал лозунг «Элефтерия и танатос» — «Свобода или смерть». Эти традиции не были забыты и во время немецкой оккупации.
В 1821-м году 25-го марта митрополит греческого города Патры Герман в Великой Лавре благословил знамя греческого национального восстания против османского ига. Затем последовали еще 11 лет кровопролитной борьбы прежде, чем Константинопольский мирный договор утвердил Грецию, как независимое государство. И все же, несмотря на то, что военное счастье для греков имело свои взлеты и падения, именно 25 марта принято считать отправной точкой независимости Греции.
Монахи участвовали в различных партизанских группах, включая как коммунистическую Народно-освободительную армию Греции (ЭЛАС), так и антикоммунистическую Национальную республиканскую лигу. В 1943 году партизаны уничтожили немецкий гарнизон в Калаврите, убив 78 солдат.
Подробнее об этих событиях в публикации «Операция Калаврита» — греческая Хатынь»
Ответ был чудовищным: немцы провели карательную операцию, уничтожая всё на пути от Триполи до Калавриты. Были сожжены деревни, расстреляно всё мужское население города. В монастырь каратели пришли на следующий день и убили четырёх пожилых монахов и помогавшего им мирянина.
Метеоры: Сопротивление на скалах
Участие монахов Метеор в Сопротивлении во время Второй мировой войны проявлялось прежде всего в поддержке и лечении греческих партизан, что привело к жёстким репрессиям со стороны оккупационных сил.
Ключевые формы этой деятельности и её последствия включали:
Укрытие и помощь партизанам. Многие монастыри использовались как убежища для бойцов Сопротивления. Немецкие власти открыто обвиняли обители в сокрытии вооружённых групп, вследствие чего монастыри становились военными целями.
Бомбардировки и разрушения.
Монастырь Святого Стефана понёс серьёзный ущерб в результате немецких бомбардировок в 1943 году, поскольку считался местом укрытия партизан.
Монастырь Святого Николая Бадова был подвергнут бомбардировке и полностью разрушен итальянскими войсками в 1943 году.
Монастырь Святой Троицы был разграблен оккупационными силами.
Символическое сопротивление. Зафиксирован эпизод, когда силы Оси столкнулись с активным противодействием при попытке водрузить свой флаг на скалах Метеор.
Опустошение монастырей. Из-за постоянных атак и преследований к концу войны лишь четыре монастыря продолжали функционировать, тогда как многие другие были временно оставлены монахами.
Участие местного населения. Жители Каламбаки и Кастраки в сотрудничестве с монахами также активно участвовали в Сопротивлении. Характерным примером стала их вовлечённость в боевые действия в регионе, в том числе в сражениях против итальянских войск (например, на высоте 731).
В крупнейшем монастыре Мегало Метеоро сегодня действует Музей Сопротивления, размещённый в бывшей трапезной. Монастыри подвергались налётам и бомбардировкам, особенно монастырь Святого Стефана, наиболее доступный из всего комплекса.
Архимандрит Герман по прозвищу «Нетерпеливый»
Архимандрит Герман, известный в годы Национального Сопротивления под прозвищем «Папа-Нетерпеливый», был одним из самых известных священнослужителей, принявших активное участие в борьбе против оккупации. Он родился в 1912 году в селе Агрíдио Гортиньи. В сан диакона был рукоположен 29 июля 1934 года.
14 мая 1943 года, когда Арис Велухиотис формировал партизанское соединение и набирал бойцов в районе западнее деревни Кукувиста в горах Гиона, к нему пришёл архимандрит Герман, игумен монастыря Агафона, расположенного неподалёку от Ипати. В то же время он был председателем местной общины и попечителем монастыря Дадиу–Амфиклеи.
По его настоянию, после того как их начали разыскивать нацисты, к ЭЛАС присоединились митрополит Козани Иоаким и митрополит Элиды Антоний. В знак духовной поддержки Герман подарил Арису Велухиотису нательный крест, который командир Сопротивления всегда носил с собой.
Как доверенное лицо Велухиотиса он стал известен как «поп Ариса», а из-за того, что первым бросался в бой и подбадривал товарищей, получил прозвище «Папа-Нетерпеливый». Вскоре он был назначен военным священником Генерального штаба Сопротивления.
Роль в Плакийском соглашении
Он входил в узкий круг доверенных лиц и советников Ариса Велухиотиса. Когда было подписано Плакийское соглашение, предусматривавшее прекращение боевых действий между ЭАМ–ЭЛАС, ЭДЕС и ЭККА под руководством и в присутствии английского полковника Криса Вудхауза, Велухиотис не хотел ему подчиняться.
Отец Герман советовал ему не нарушать соглашение: «Я пойду за тобой куда угодно, но это неправильно. Мы должны подчиниться. Иначе мы либо передадим оружие врагам и друзьям без разбора. Посмотри, что скажут: вот такой он, Арис, капитан-одиночка. Хочет, чтобы всё было по-его, а если не получается — уходит в горы…»
В 1946 году, после подписания печально известного Варкизского соглашения, отец Герман вернулся в монастырь Агафона, где оставался игуменом на протяжении всех последующих лет.
Во время белого террора его похитила банда ультраправого националиста Вурлакиса. Герман подвергался пыткам, пока не был вынужден пообещать, что публично предаст анафеме жителей Фтиотиды которые поддерживали коммунистов.
Хунта полковников также не оставила его в покое. Его обвинили в том, что он «ультралевый» и «нехристианском поведении» и в 1968 году привели в Синодальный суд. Однако церковный суд полностью оправдал его.
В последние годы жизни церковь официально признала его героем и одним из немногих клириков, которые сражались против оккупантов не только словом, но и оружием. Государство, в свою очередь, почтило его как символ Национального Сопротивления.
В 2000 году Священный Синод издал том под названием «Воспоминания и свидетельства о войне ’40 года и оккупации», где подробно упоминалась его деятельность в годы оккупации.
Даже в преклонном возрасте отец Герман, как священник-гуманист, напоминал высшему духовенству об их долге заботиться о нуждах жителей провинции. В январе 1998 года, беседуя с митрополитом Фтиотиды Николаем, он намеревался направить архиепископу Афин Серафиму свои предложения по восстановлению исторического моста Горгопотамос и благоустройству прилегающей территории.
Однако этим планам не суждено было сбыться: Серафим скончался спустя три месяца.
Бегство в Афины
Героизм греческих монахов нашёл отражение и в кино. В фильме «Бегство к Афине» с Роджером Муром показано подполье, где ключевую роль играет монах Зено и его бойцы.
Действие происходит в 1944 году на одном из островов Греции, где в нацистском концентрационном лагере содержится группа пленников, среди которых британский профессор археологии Блейк, итальянский повар Бруно Ротелли, американский солдат Нэт Юдсон и греческая проститутка Элеана.
С помощью бывшего монаха Зено, а ныне лидера греческого сопротивления, узники лагеря планируют сбежать на свободу и попутно выкрасть древнегреческие предметы искусства, которые оккупационные войска прячут в отдаленном монастыре.
Они используют как прикрытие местный бордель. Зено также находится на связи со штабом союзников (кстати, один из монастырей Крита – Капса – использовался как основная точка радиосвязи союзников). Ему поручено организовать восстание в лагере, что он и делает, однако помощь союзников задерживается, и он с освобожденными должен захватить гарнизон на горе Афина. Монах героически исполняет сложнейшую задачу.
Полна версия фильма тут.
Использованная литература:










Больше новостей
Нацисты на Афоне: как монашеская республика пережила немецкую оккупацию
24 декабря 1947 год: День, когда Греция услышала о «Правительстве гор»
История судна «Панагиотис»: как контрабанда сигарет сделала пляж Навагио символом Закинфа