Русские Афины

Новости на русском из Греции

Имия: 30 лет после конфликта у островов Имия

Имия: 30 лет после конфликта у островов Имия


Тридцать лет прошло с момента Имийского кризиса, который стоил военно-морскому флоту гибели трех офицеров, а Греции — крупного стратегического поражения, поскольку правительство Симитиса своими неуместными решениями фактически потеряло стратегически важные острова.

В ту трагическую ночь потеряли свои жизни лейтенант Христодулос Каратанасис, лейтенант Панагиотис Влачакос и главный старшина Гектор Гиалопсос. Кто может забыть 30 лет спустя «благодарность» американцам, произнесенную с трибуны парламента тогдашним премьер-министром Костасом Симитисом. «Спасибо» за «серую» греческую территорию и вместе с ней — целую морскую зону, но самое главное — дав Турции почувствовать вкус победы и свою силу, что отражается на внешней политике нашего соседа все последующие годы, вплоть до нынешнего времени…

30 января 1996 года кризис в регионе Имия достиг кульминации, и в этот район были направлены военно-морские силы обеих стран. Во время этого кризиса премьер-министром Греции был Костас Симитис, министром иностранных дел — Теодорос Пангалос, министром национальной обороны — Г. Арсенис, главнокомандующим Сил обороны — адмирал Х. Лимберис, премьер-министром Турции — Тансу Чилер и министром иностранных дел — Дениз Байкал.

Баланс военных кораблей на тот момент был явно в пользу Греции — наш флот доминировал над всем Эгейским морем. Целью были турецкие корабли. Расчеты, сделанные впоследствии, конечно, показали, что если бы кризис перерос в военный конфликт, Турция потеряла бы семь фрегатов, а мы — два, максимум три.

preview

Вопрос, который 30 лет спустя остается без ответа: почему тогдашний премьер-министр Костас Симитис и тогдашний министр иностранных дел Теодорос Пангалос предпочли передать управление греко-турецким кризисом Соединенным Штатам? Греция потерпела унизительное поражение, потеряла национальный суверенитет, не выпустив ни одной пули, и трех парней, трех героев рокового вертолета фрегата «Наварино».

Речь идет о лейтенанте Христодулосе Каратанасисе, лейтенанте Панагиотисе Влачакосе и главном старшине Гекторе Йиалопсосе. И в то время, как весь греческий народ через день оказался со склоненными головами, Симитис благодарил американцев с трибуны парламента, а Пангалос говорил, как стало известно позже, о «парусе, который сдуло». Он назвал греческий флаг парусом и приписал ему снятие греческого флага с Имии, которое, по решению правительства, произошло из-за ветра.

В хронологии кризиса, хотя его пик пришелся на последние выходные января 1996 года, начало, тем не менее, следует отнести гораздо раньше, а если быть точным, то к Рождеству 1995 года.

Нижеприведенная хроника представляет собой попытку всесторонне зафиксировать события

Понедельник-вторник, 25-26 декабря 1995 г.

В ночь на понедельник турецкий грузовой корабль «Фиген Акат» сел на мель у скалистого острова Имия, расположенного восточнее Калимноса и юго-восточнее острова Калолимнос, в проливах Додеканесского и малоазийского побережья. Всю ночь турецкие траулеры пытались его отцепить, но безрезультатно. Когда на следующее утро (во вторник) администрация порта Калимнос уведомила капитана о том, что ему на помощь будут отправлены буксиры, тот ответил, что находится в турецких территориальных водах, поэтому будет ждать помощи с турецкой стороны. Дело находится в ведении министерств иностранных дел и торгового мореплавания.

Среда, 27 декабря 1995 г.

Министерство иностранных дел Греции информирует посольство Греции в Анкаре, чтобы оно могло принять соответствующие меры в отношении Министерства иностранных дел Турции. Сообщение сотрудника посольства с Управлением по авиационным вопросам приводит к тому, что турецкая сторона впервые заявляет, что Имия является турецкой территорией.

Четверг, 28 декабря 1995 г.

На данный момент кажется, что кризиса между Грецией и Турцией можно избежать, поскольку греческий буксир «Мацас Стар», отплывший из Пирея, отцепляет «Фиген Акат» и доставляет его в противоположный турецкий порт Кюлук.

В любом случае у Греции не было оснований рассматривать второстепенный вопрос, связанный с заявлением частного лица, как вопрос двусторонних отношений с Турцией. Во всяком случае это конкретное действие может быть истолковано либо как слабость, либо как попытка «сконструировать» проблему. В обоих случаях реакция Турции спровоцирована.

Пятница, 29 декабря 1995 г.

Турки воспользовались инцидентом и предприняли действия, которые фактически возбудили дело, по крайней мере, на правовой основе, и которые продемонстрировали желание использовать если не моральную свободу действий, то спровоцировав инцидент. В устном сообщении посольству Греции в Анкаре Министерство иностранных дел Турции официально заявило о своей позиции, согласно которой Имия является «внутренней частью турецкой территории». Они утверждают, что скалистые острова Имия, Западный, который является самым крупным, с длиной береговой линии 613 метров и площадью 25 акров, и Восточный, с длиной береговой линии 499 метров и площадью 14 акров, зарегистрированы в турецкой земельной книге района Кугла префектуры Аликарнассос (Бодрум).

Затем следует короткий период отсутствия какой-либо активности. Новый год предоставил возможность для почти 10-дневного «перерыва», во время которого греческая сторона надеялась, что вопрос будет снят, и состоится обычный дипломатический обмен документами, без риска перерастания кризиса на военный уровень. Однако в четверг 4 января 1996 г. было обнародовано письмо американского президента Билла Клинтона греко-американской диаспоре, в котором говорилось о напряженности в Эгейском море.

Вторник, 9 января 1996 г.

МИД Греции направляет ответ на устное сообщение Анкары, развивая аргумент греческой стороны, исходя из которого возникает греческий суверенитет над этими скалистыми островами. В тексте греческая сторона выражает обеспокоенность тем, что Турция впервые оспаривает территорию Греции и предупреждает, что продолжение этой практики неизбежно отразится на двусторонних отношениях. Следует отметить, что греческий ответ был впечатляюще запоздалым. Не больше и не меньше: на это ушло целых 11 дней!

Понедельник, 15 января 1996 г.

Премьер-министр Андреас Папандреу, который был госпитализирован в тяжелом состоянии в Центре кардиохирургии Онассиса, уходит в отставку, поскольку не может выполнять свои обязанности.

Вторник, 16 января 1996 г.

Министр иностранных дел Каролос Папулиас информирует о ситуации министра национальной обороны Герасимоса Арсениса. Министерство иностранных дел просит Министерство национальной обороны принять меры для усиления военного наблюдения за районом Имия. Немедленно мобилизуется Генеральный штаб национальной обороны. Таким образом из-за отсутствия структуры и методологии антикризисного управления ситуация обостряется. Вместо того, чтобы использовать силы береговой охраны, задействованы части вооруженных сил.

Четверг, 18 января 1996 г.

Экс премьер покинул парламент после обвинения в коррупции

Костас Симитис


После выборов внутри правящей партии (ПАСОК) Костас Симитис был избран вместо Андреаса Папандреу в руководстве партии и на посту премьер-министра Греции.

Пятница, 19 января 1996 г.

Министерство национальной обороны отдает приказ Генеральному штабу ВМС (ГНС) взять на себя наблюдение за территорией. Агентство по охране окружающей среды усиливает меры наблюдения в этом районе и готовится, с активацией и тестированием, выполнить план повторного захвата островков.

Суббота, 20 января 1996 г.

Турецкая провокация в Имии и обмен устными сообщениями между министерствами иностранных дел Греции и Турции просочились в греческие СМИ через информационный бюллетень «Εμπιστευτικό Γράμμα»». В бюллетене было правильно отмечено, что это первый вопрос греческой территории со стороны Турции. Как только вызов, с такими серьезными характеристиками общей эскалации турецкого отношения к Греции в контексте двусторонних отношений, просочится в «открытый источник», ведение дела осложнится, так как информирование широкой общественности через некую массовую медиа — это логический вопрос времени.

Понедельник, 22 января 1996 г.

Экс-глава МИД Греции: "Хороший турок – мертвый турок"

Теодорос Пангалос


Приведено к присяге новое правительство ПАСОК во главе с Костасом Симитисом. Теодорос Пангалос становится новым министром иностранных дел, сменив на этом посту Каролоса Папулиаса. Герасимос Арсенис остается на посту министра национальной обороны. В тот же день мэр Калимноса Димитрис Диакомихалис, двое жителей острова (один из них был священником) и командир местного полицейского участка отправляются в Имию и приступают к поднятию греческого флага на восточном скалистом острове.

Вторник, 23 января 1996 г.

Премьер-министр Костас Симитис созывает совещание в своем политическом кабинете, в котором участвуют, в частности, министр иностранных дел Теодорос Пангалос и министр общественного порядка Костас Гейтонас. Хотя о теме встречи не сообщалось кроме того, что речь шла о «важном национальном вопросе», рассмотрение ситуации представлялось как наиболее логичная интерпретация. Вторым пунктом обсуждения было рассмотрение возможности создания инцидентов во Фракии, спровоцированных кругами в Анкаре, поскольку греческое правительство отклонило просьбу о посещении района трех муфтиев, приглашенных частными лицами, а не их греческими аналогами.

Отягчающим моментом всей ситуации была близость 29 января, дня, когда, по оценкам греческих органов безопасности, существовала вероятность того, что экстремистские элементы мусульманского меньшинства попытаются отпраздновать «годовщину» беспорядков 1988 года. В то время, во время президентства Тургута Озала, в Комотини произошли очень серьезные инциденты, нанесшие большой ущерб как христианскому, так и мусульманскому бизнесу.

Среда, 24 января 1996 г.

Обширный репортаж телеканала «Антенна» (ANT1) раскрывает инцидент в Имии и содержание устных сообщений, которыми обменивались обе стороны. В то же время и после встречи 23 января полицейские власти Фракии усилили меры наблюдения, стараясь, однако, быть как можно более осторожными.

Пятница, 26 января 1996 г.

Министр иностранных дел Теодорос Пангалос косвенно признает инцидент в Имии, подтверждая устное сообщение, отправленное Турцией, и ответ греческой стороны. Он также заявляет, что «вопрос закрыт» и считает его не вопросом, способным создать атмосферу кризиса, а «возмутительным спросом».

Турецкая газета «Джумхуриет» сообщает, что турецкий МИД и Генштаб приступили к картированию островков в Эгейском море, и после его завершения Турция пригласит Грецию на переговоры, где ее «прижмет к ногтю». По сути он характеризует этот шаг как ответ на родственную греческую законодательную инициативу, имевшую место три месяца назад и предусматривавшую «колонизацию» скалистых островов (точнее, их экономическую эксплуатацию — см. ниже).

С этого момента начинается процесс резкой эскалации кризиса. Две страны вовлечены в серию действий, которые постепенно приводят к грани войны.

Суббота, 27 января 1996 г.

Инцидент, произошедший в тот день, можно охарактеризовать как крайний акт эскалации. Журналисты турецкой газеты «Hurriet» из редакции в Измире вылетают на частном вертолете в 13.00 из аэропорта Измира «Аднан Мендерес» в Восточную Имию, где приземляются в 14.10.

preview

Там, сломав флагшток, они снимают греческий флаг и поднимают на его место турецкий. Они уходят, забрав с собой греческий флаг. Их действие заснято и показано в телепередаче турецкого телеканала.

preview

Двое из членов миссии — люди, которым запрещен въезд в Грецию, так как они причастны к инцидентам во Фракии и считаются сотрудниками турецких спецслужб. Их действия выглядят как «частная инициатива» и, по крайней мере, первоначально, не одобряются турецким МИД.

Воскресенье, 28 января 1996 г.

Греческое прибрежное патрульное судно «PANAGOPOULOS II» P70, во время патрулирования в районе Имии, в 08:10 рано утром замечает над островом турецкий флаг. Министерство национальной обороны проинформировано и приказывает немедленно снять его. Правительственный комитет проинформирован об этих действиях. Около 10:30 патрульная машина «ANTONIOU» P286 опускает турецкий флаг, заменив его на греческий. Две греческие патрульные машины остались в этом районе. В более широкий район устремился крупный отряд Греческого военного флота с флагманом — фрегатом «NAVARINO F461».

Примерно в то же время глава ΓΕΣ генерал-лейтенант Константинос Вулгарис, глава ΓΕΝ (Генеральный штаб ВМС Греции (Γενικό Επιτελείο Ναυτικού)) вице-адмирал Иоаннис Стагас и глава ΓΕΑ (генеральный штаб ВВС Греции (Γενικό Επιτελείο Αεροπορίας)) вице-адмирал Афанасиос Цоганис встретились в офисе Α/ΓΕΕΘΑ (Генштаб) адмирала Христоса Лимбериса, чтобы оценить ситуацию и необходимость послать подразделение в Восточную Имию, поскольку теперь стало само собой разумеющимся, что условия требовали охраны поднятого флага Греции.

Адмирал Лимберис упоминает в своей книге («Марш в неспокойных морях», «Πορεία σε ταραγμένες θάλασσες» стр. 560) об этой конкретной встрече, которая, по сути, была неформальным SAGE (Советом начальников Генштаба):

«Прошу Α/ΓΕΣ выделить группу спецназа для охраны флага в А.Имиа».

Генштаб Вулгарис не отвечает положительно. Он возражает против проведения миссии, ссылаясь на слабости и недостатки в отношении обязательств [в другом месте книги (стр. 548) указано, что Α/ΓΕΣ сослался на «проблемы с наличием персонала»]. Охрана территории Греции (βραχονησίδας — скальных островов) является обязанностью ΓΕΣ/ΑΣΔΕΝ (Верховное военное командование Внутренних островов). Командующий ASDEN Генерал-лейтенант Спиридон, заместитель начальника ΓΕΕΘΑ Генерал-лейтенант Стамбулис и директор спецназа ΓΕΣ Генерал-лейтенант Николаидис придерживались мнения, противоположного Α/ΓΕΣ.

Я обращаюсь к Α/ΓΕΣ и прошу его предоставить водолазов. Α/ΓΕΣ отвечает положительно. Своим устным приказом Α/ΓΕΣ и Α/ΓΕΝ я приказал двум группам боевых пловцов немедленно привести в боевую готовность и переправить их вертолетом греческой армии (Сухопутной армии) с Коса или Калимноса, а также отряду специального назначения. Территории острова — находиться в режиме ожидания».

preview

Никто не может знать наверняка, обострился бы кризис, если бы приказ касался только снятия турецкого флага и его последующего обмена на греческий флаг, который «журналисты» Хурриет взяли с собой в Имию. По имеющейся информации, приказ Герасимоса Арсениса как раз и заключался в том, чтобы просто спустить турецкий флаг, во избежание эскалации кризиса.

preview

Но никто с тех пор не высаживается на Имию, чтобы поставить греческий флаг…



Source link